Основная версия сайта

Исследовательская и экскурсионная деятельность учащихся:

список литературы для педагогов дополнительного образования
В списке представлены статьи из периодических изданий, выписываемых библиотеками г. Абакана. В какой библиотеке хранится журнал указано после описания каждой библиографической записи, в конце списка даны координаты библиотек. Выборочно записи аннотированы и разбиты на три раздела: музейная педагогика, исследовательская деятельность учащихся и экскурсионная работа.

Материал списка систематизирован по разделам:

Внутри разделов материал расположен в алфавитном порядке.

Музейная педагогика

Аборнева, В.И. Программа музейно-педагогической деятельности "Истоки" / В.И. Аборнева // Внешкольник. - 2011. - № 6. - С. 49-54. - Центральная городская библиотека г. Абакана.

Багулина, Т.Н. О роли личности педагога в музейной педагогике / Т.Н. Багулина, О.Б. Карпова // Воспитание школьников. - 2011. - № 6. - С. 43-48. – Национальная библиотека.
О работе руководителей школьных музеев и их роли в учебно-воспитательной работе, в формировании творческого пространства школы, в развитии интереса школьников к поиску, собиранию и хранению предметов музейного значения.

Баташова, Т.Н. Музейная педагогика и формирование экологического мировоззрения детей / Т.Н. Баташова, Л.Г. Дербышева, Т.М. Малиновская // Внешкольник. - 2011. - № 3. - С. 49-51. - Центральная городская библиотека г. Абакана.
В Ставропольском Дворце детского творчества работает музей "Природа и экология". В основе его экспозиций - материалы, собранные педагогами и воспитанниками Центра туризма, краеведения и экологии.

Белянкова, Н.М. (кандидат педагогических наук). Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников / Н.М. Белянкова // Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 62-64. – Национальная библиотека.
Как в городских, так и в сельских школах существуют большие возможности для реализации мероприятий по музейной педагогике.

Вакуленко, Л.С. (кандидат педагогических наук). Музейная педагогика в ДОУ: новые перспективы развития / Л.С. Вакуленко, Ю.В. Ахтырская // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 8. - С. 31-35. - Библиогр.: с. 35 (11 назв.). - Библиотека ХГУ.
Социальное партнерство является важным аспектом деятельности детских садов, активно развивая идеи музейной педагогики. Музейная педагогика в ДОУ базируется на игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Разрабатываются интересные формы работы с аудиторией, превращающие пассивных созерцателей в активных деятелей. Предлагается перспективное планирование работы в рамках проекта "Русский музей: виртуальный филиал". Проект реализует просветительские цели - приобщение широкой аудитории к ценностям русской культуры, историческому прошлому России через свободный доступ к электронно-цифровым материалам.

Газизова, Р. Музейная педагогика в детском саду / Р. Газизова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 104-105 : фото. – Национальная библиотека.
В статье рассказывается об этнографическом музее "Народное наследие" детского сада г. Нижнекамска.

Гарькуша, С. Здравствуй, музей! : работа с родителями по музейно-педагогической программе / С. Гарькуша // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 2. - С. 75-76 : ил. – Национальная библиотека.
В статье представлен опыт организации работы с родителями дошкольников по музейно-педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного".

Горбунов, В.С. Этническое краеведение в системе образования / В.С. Горбунов // Внешкольник. - 2006. - № 12. - С. 22-23 : фот. - Центральная городская библиотека г. Абакана.
Опыт поисковой работы по теме "Кемерово - многонациональный", который способствует созданию атмосферы толерантности, воспитывает культуру межнациональных отношений.

Дерябина, В.А. Роль школьного исторического музея в духовно-нравственном воспитании младших школьников / В.А. Дерябина // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 38-43. - Библиогр.: с. 43. – Национальная библиотека.
О работе школьного исторического музея начальной школы деревни Верхняя Алабуга Курганской области. Предлагается также сценарий праздника "Музейные посиделки", который проводился в школьном музее.

Дригота, В.В. Школьный музей в системе патриотического воспитания учащихся / В.В. Дригота // Педагогика. - 2012. - № 8. - С. 54-60. - Библиогр.: с. 60 (18 назв.). – Национальная библиотека.
Статья посвящена процессу становления и развития системы патриотического воспитания учащихся в школьных музеях России.

Захаркина, Е.Г. В памяти народной / Е.Г. Захаркина // Игровая библиотека. - 2012. - № 2. - С. 94-109 : ил., фот. - Библиогр.: с. 109. – Национальная библиотека.
Заочная экскурсия для 7-11 классов в музей-панораму "Бородинская битва".

Зверева, К.Е. (кандидат исторических наук). Экспонаты краеведческих музеев как основа историко-познавательной деятельности школьников / К.Е. Зверева, О.М. Хлытина, Е.Ф. Бехтенова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 6. - С. 20-30. - Библиогр. в подстроч. примеч. – Национальная библиотека.
Методика проведения урока-экскурсии в музее. Организация работы учащихся с музейными экспонатами краеведческих музеев как историческими источниками.

Ищенко, О.С. Музей в учреждении дополнительного образования / О.С. Ищенко // Внешкольник. - 2011. - № 6. - С. 41-44. - Центральная городская библиотека г. Абакана.
Музей учреждения дополнительного образования - универсальная структура, внутри которой ведется исследовательская работа, клубная деятельность по интересам, работает творческая мастерская.

Казурова, О.А. Роль школьного музея в развитии личности ребенка / О.А. Казурова, Ю.С. Константинов // Воспитание школьников. - 2012. - № 3. - С. 40-44. – Национальная библиотека.
Программа детского туристско-краеведческого объединения "Активисты школьного музея", цель которой - всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение, в том числе профессиональное, средствами туристско-краеведческой деятельности.

Качан, М. Музейная педагогика. Голландский опыт / Марина Качан, Светлана Мартинсон, Лилия Чернявская // Мир музея. - 2011. - № 8. - С. 32-34 : фот. – Национальная библиотека.
Особенности работы голландских музеев с детьми.

Ковалева, Т.Ф. Урок по программе музейной педагогики : IV класс / Т.Ф. Ковалева // Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 65-68 : фот. - (Из опыта работы учителя). – Национальная библиотека.
Ход урока в 4-м классе по образовательной программе "Мир музея". Цели урока: закрепить представления о народном искусстве, изделиях народных мастеров, народной игрушке; выполнить творческую работу.

Козлова, Л. А существует ли школьная музейная педагогика? / Людмила Козлова // Музей. - 2012. - № 6. - С. 56-59 : фот. - Библиотека Хакасского республиканского краеведческого музея.
О музейной педагогике и школьных музеях города Москвы.

Колодкина, Т.Л. Поговорим за старым самоваром / Т.Л. Колодкина // Народное творчество: прил. к журн. «Студия». - 2010. - № 4. - С. 58-60. – Национальная библиотека.
Разработка музейного урока по программе "В гости к лысьвенскому крестьянину" в форме игрового занятия для школьников "Поговорим за старым самоваром".

Куценко, Е. Не на экскурсию, а на занятия: музейная педагогика: новые формы работы / Е. Куценко // Первое сентября. - 2006. - № 21 (11 нояб.). - С. 12. – Национальная библиотека.

Метелева, Л.В. Музей декоративно-прикладного и народного искусства ГОУ ЦО № 504 "Полюс" / Л.В. Метелева // Внешкольник. - 2011. - № 6. - С. 45-48. - Центральная городская библиотека г. Абакана.

Михайлова, Ю.Ю. Два юбилея / Ю.Ю. Михайлова // Внешкольник. - 2007. - № 3. - С. 12-13. - Центральная городская библиотека г. Абакана.
Опыт работы по патриотическому воспитанию учащихся музея "Школа-госпиталь" Каменск-Уральска.

Неретина, Л. Музейная педагогика в этнокультурном развитии / Л. Неретина // Искусство в школе. - 2012. - № 1. - С. 46-47. - Библиогр.: с. 47 (3 назв.). – Национальная библиотека.
Музейная педагогика легла в основу музейно-образовательной программы, которая осуществляется на базе образовательных учреждений Русско-славянской гимназии г. Магнитогорска.

Протасова, Е. Педагогика пространства: зарубежный опыт / Екатерина Протасова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2012. - № 2. - С. 34-35 : фот. - Библиотека ХГУ.
Зарубежный опыт музейной педагогики.

Самарина, М.И. Улицы героев / М.И. Самарина // Читаем, учимся, играем. - 2012. - № 2. - С. 43-47 : ил. – Национальная библиотека.
Музейный урок о героях Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы в г. Орле.

Телеш, Е.Г. Витославлицы / Евгения Геннадьевна Телеш // Игровая библиотека. - 2011. - № 6. - С. 98-111 : ил., фот. – Национальная библиотека.
Экскурсия для учащихся 7-11 классов в музей народного деревянного зодчества "Витославлицы".

Узбекова, С.С. Школьный музей в системе патриотического воспитания / С.С. Узбекова // Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С. 44-48. – Национальная библиотека.
О роли музея в патриотическом воспитании школьников на примере школьного музея в Верхнемазинской школе им. Д. В. Давыдова. Что такое краеведческий проект и каковы его особенности.

Ушакова, В.И. (руководитель краеведческого музея). Воспитание гражданственности школьников средствами музейной педагогики / В.И. Ушакова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 1. - С. 149-152. – Национальная библиотека.

Шевчук, Н. Янтарные каникулы / Наталия Шевчук, Майя Ковалева, Вера Багулина // Мир музея. - 2011. - № 8. - С. 17-18 : фот. – Национальная библиотека.
О новом проекте "Нескучный музей" в Калининградском областном музее янтаря, цель которого - создание интересного досуга для школьников.

Шеховская, Н.Л. (доктор педагогических наук). Педагогические условия формирования готовности учителя к использованию средств музейной педагогики / Н.Л. Шеховская, Е.П. Мандебура // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 54-57. - Библиогр.: с. 57 (3 назв.). – Национальная библиотека.
Рассматривается комплекс педагогических условий, способствующих эффективности процесса формирования готовности студентов педагогического факультета к использованию средств музейной педагогики в образовании младших школьников.

Шигарова, М. Музей безопасности (все второстепенно в сравнении с заботой о детях) / М. Шигарова, Т. Любимова // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2011. - № 12. - С. 16-20. – Национальная библиотека.
О создании на базе обычной общеобразовательной школы музея безопасности и формах работы с детьми.

Юдина, Е.В. Синтез музейной и театральной работы со школьниками как фактор гражданско-патриотического воспитания: из опыта работы / Е.В. Юдина // Внешкольник. - 2011. - № 3. - С. 52-53. - Центральная городская библиотека г. Абакана.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину, его осуществление требует системного подхода, охватывающего все сферы деятельности образовательного заведения.

Ясинская, Л.
"Я расскажу вам про музей..." : [музейная педагогика в детском саду № 222 г. Красноярска] / Л. Ясинская // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 4. - С. 73-77. – Национальная библиотека.



Исследовательская деятельность учащихся

Африна, Е.И. ИКТ в исследовательской деятельности школьников / Елена Ильинична Африна, Алексей Игоревич Крылов // Народное образование. - 2012. - № 1. - С. 176-183. – Национальная библиотека.
О формировании умений исследовательского характера у учеников.

Баркова, Ю.С. (доцент; кандидат культурологических наук). Российско-мексиканская юношеская исследовательская экспедиция прошла успешно / Юлия Сергеевна Баркова, Александр Владимирович Леонтович, Александр Сергеевич Обухов // Народное образование. - 2012. - № 3. - С. 197-199. – Национальная библиотека.
О деятельности общественных организаций в сфере образования в других странах, имеющих многолетний опыт. Международные исследовательские экспедиции школьников.

Белоусова, Т.Н. Мифы об исследовательской и проектной деятельности школьников / Т.Н. Белоусова, М.А. Мазниченко // Школьные технологии. - 2010. - № 6. - С. 8-14. - Библиогр. в подстроч. примеч. – Национальная библиотека.
Организация исследовательской и проектной деятельности школьников - достаточно новый вид деятельности для современного учителя. Он осуществляется в условиях недостатка необходимой методической и другой информации, что порождает определенные педагогические мифы.

Белянкова, Н.М. (кандидат педагогических наук, доцент). Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников / Н.М. Белянкова // Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 62-64. – Национальная библиотека.
Как в городских, так и в сельских школах существуют большие возможности для реализации мероприятий по музейной педагогике.

Бурцева, О.Ю. (кандидат педагогических наук). Исследовательская деятельность учащихся в школе / О.Ю. Бурцева // Биология - Первое сентября. - 2012. - № 6. - С. 4-11 : ил. - Библиотека ХГУ.
Что такое исследовательский проект и как эффективно организовать и провести проектно-исследовательскую работу в школе.

Вершинина, Н.А. Курс по выбору: "От "почемучек" к "потомучкам"" = The elective course "Research and project activities of children of primary school age" / Н.А. Вершинина // Высшее образование в России. - 2011. - № 11. - С. 158-160. – Национальная библиотека.
Представлена программа курса по выбору для студентов педагогического факультета, направленная на формирование умений будущего учителя организовать развитие интеллектуальных способностей школьников в процессе исследовательской и проектной деятельности, усвоение ими принципов логического мышления в ходе кружковой работы.

Греханкина, Л.Ф. (кандидат педагогических наук; доцент). Исследовательско-краеведческая деятельность учащихся во внеклассной и внешкольной работе / Л.Ф. Греханкина // География и экология в школе XXI века. - 2011. - № 1. - С. 65-70. - Библиотека ХГУ.
Представлены некоторые результаты самостоятельной исследовательской работы школьников, в том числе выбор тематики исследований. Есть возможность выбрать разнообразные объекты, характерные для той или иной местности.

Гузеев, В.В. (доктор педагогических наук; профессор). Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В. Гузеев, И.Б. Курчаткина // Школьные технологии. - 2010. - № 5. - С. 49-52. - Библиогр. в подстроч. примеч. – Национальная библиотека.
Интерес практиков к организации исследовательской работы школьников - не праздный отклик на модное течение в педагогике, он вполне прагматичен, потому что в первые годы жизни мозг ребенка создает около половины основных соединений между клетками мозга - тех самых путей, на которых в дальнейшем и будет основываться процесс обучения. Исследование, даже самое маленькое, но самостоятельное, значительно ускоряет процесс создания этих связей.

Дудко, О. Организация исследовательской деятельности старшеклассников по обществознанию / Ольга Дудко // История - Первое сентября. - 2011. - № 16. - С. 38-43. - Материалы к статье на CD. – Национальная библиотека.
Методическая разработка для организации исследовательской работы учащихся 10-11 классов.

Зыков, М.Б. Организация исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве: (теоретические и практические аспекты) / М.Б. Зыков, Н.Р. Сабанина // Воспитание школьников. - 2012. - № 6. - С. 16-22. - Библиогр.: с. 22 (5 назв.). – Национальная библиотека.
Организация исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве с позиции ее продуктивности в плане формирования человеческого капитала.

Колчин, А.А. Психологические основы проектной и исследовательской деятельности школьников / А.А. Колчин // Психология обучения. - 2012. - № 10. - С. 34-41. - Библиогр. : с. 41 (7 назв.). - Библиотека ХГУ.
Психологические основы проектной и исследовательской деятельности школьников. Проектная и исследовательская деятельность как формирующая составляющая образовательной среды, ориентированной на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных компетенций, физических возможностей и волевых качеств в процессе выполнения творческих проектов и исследовательских работ.

Лисова, К.Л. (кандидат педагогических наук). Воспитательные возможности проектной деятельности школьников / К.Л. Лисова // Воспитание школьников. - 2011. - № 2. - С. 40-46. – Национальная библиотека.
О проектной деятельности учащихся в области краеведения и народоведения с приведением конкретных примеров исследований: "История одной вещи", "С самоваром-буяном".

Марковнин, А. Что такое обращение? : информационно-исследовательский проект : 5 класс / А. Марковнин, Е. Лапина, С. М. Вовк // Русский язык - Первое сентября. - 2012. - № 9. - С. 51-55. – Национальная библиотека.

Оловянникова, Т.А. Реализация потенциала преемственности в воспитании культуры исследовательской деятельности / Т.А. Оловянникова // Воспитание школьников. - 2012. - № 2. - С. 42-46 : табл. - Библиогр.: с. 46 (8 назв.). – Национальная библиотека.
О проблеме обеспечения преемственности в воспитании у школьников культуры исследовательской деятельности.

Павлюк, Г.Н. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики / Г.Н. Павлюк // Информатика и образование. - 2011. - № 3. - С. 63-65. - Библиогр.: с. 65 (4 назв.). – Национальная библиотека.
Исследовательские умения и навыки учащихся начальной школы лучше всего развиваются в процессе проектной деятельности. Проблемы, которые ставятся в проектах, должны быть максимально приближены к жизни.

Пилипчук, В.М. О соотношении понятий "краеведение", "туризм" и "исследовательская деятельность" / В.М. Пилипчук // География в школе. - 2012. - № 5. - С. 53-54, 60. - Библиогр.: с. 60 (6 назв.). – Национальная библиотека.
Автор рассматривает понятия "краеведение", "туризм" и "исследовательская деятельность", дает им характеристику и выделяет методические условия их организации и проведения.

Савенков, А.И. (доктор педагогических наук; профессор). Методика учебного исследования и проектирования в практике начального обучения / А.И. Савенков // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 54-61. – Национальная библиотека.
Об исследовательском и проектном обучении в начальной школе. Об основных ошибках и опасностях, подстерегающих учителей на этом пути.

Савенков, А.И. (доктор психологических наук; доктор педагогических наук; профессор). Эффективная организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков // Школьные технологии. - 2011. - № 5. - С. 156-163. – Национальная библиотека.
В статье рассматривается организация учебно-исследовательской деятельности школьников.

Ситнова, Е.В. (доктор педагогических наук). Исследовательская деятельность школьников как средство формирования естественнонаучной картины мира (на опыте научного общества учащихся) / Е.В. Ситнова, Н.С. Майорова // Наука и школа. - 2010. - № 5. - С. 67-69. - Библиогр.: с. 69 (2 назв.). - Библиотека ХГУ.

Фролова, Г.И. (кандидат биологических наук). Школьники - исследователи окружающей среды / Г.И. Фролова // Экология и жизнь. - 2012. - № 4. - С. 45-47. – Национальная библиотека.
Об исследовательских программах по экологии, которые проводятся в Московском детском эколого-биологическом центре.

Хирьянова, И.С. Исследовательская деятельность младших школьников: электронная поддержка / Ирина Сергеевна Хирьянова // Народное образование. - 2012. - № 7. - С. 181-188. – Национальная библиотека.

Хлытина, О.М. (кандидат исторических наук). Методологические проблемы организации исследовательской деятельности школьников в области истории и пути их решения / О.М. Хлытина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 7. - С. 24-31. - Библиогр. в подстроч. примеч. – Национальная библиотека.
Автор статьи рассматривает методологические проблемы организации исследовательской деятельности школьников по истории и излагает свое видение путей обучения основным приемам историографического анализа.

Экелекян, Э.Ж. Инновации в проектно-исследовательской деятельности / Э.Ж. Экелекян, Л.А. Ковтунова // Биология - Первое сентября. - 2012. - № 6. - С. 30-31 : ил. - Библиотека ХГУ.
В статье рассмотрен опыт внедрения в образовательный процесс проектной деятельности по экологии.

Экскурсионная работа

Ботякова, О. О музейной экскурсии / Ольга Ботякова // Музей. - 2009. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр. в подстроч. примеч. - Библиотека Хакасского республиканского краеведческого музея.
О том, является ли музейная экскурсия неизменной и совершенной формой, и каковы тенденции ее развития за более чем столетний период эволюции.

Васнева, Л. Программа "Школа юного экскурсовода" (для дополнительного образования учащихся) / Л. Васнева // Воспитание школьников. - 2007. - № 9. - С. - 28-30. - Библиогр. : 19 назв. – Национальная библиотека.

Волкова, О.
"Со стороны видней" / Ольга Волкова // Музей. - 2011. - № 12. - С. 18-22 : фот. - Библиотека Хакасского республиканского краеведческого музея.
О сотрудничестве внештатных экскурсоводов с туристами, где точкой соприкосновения является музей.

Карпов, Н.Г. Экскурс - ура! : курс по выбору / Н.Г. Карпов // География и экология в школе XXI века. - 2008. - № 5. - С. 50-56. - Библиотека ХГУ.
Содержание курса позволяет расширить краеведческие знания учащихся, познакомить их с основами профессиональных знаний по музееведению и экскурсоведению. Курс имеет и четкую практическую направленность, так как на занятиях учащиеся готовят и проводят экскурсии по школьному краеведческому музею для одноклассников, выставляют друг другу рейтинговые оценки, самостоятельно прорабатывают различные информационные источники: краеведческую литературу, справочные энциклопедии.

Михайловская, Г. Экскурсовод или переводчик? / Галина Михайловская // Музей. - 2012. - № 2. - С. 56-59 : фот. - Библиотека Хакасского республиканского краеведческого музея.
О подготовке экскурсоводов, которые могут проводить экскурсии на иностранных языках.

Мы вам покажем : [интервью с экскурсоводами Еленой Богачевой из Москвы и Мариной Петровой из Петербурга о секретах их профессии] / фото Сергея Гаврилова ; записала Анна Леонидова // Крестьянка. - 2011. - № 9. - С. 72-75 : цв. фот. – Национальная библиотека.

Налимова, Т.А. Я - экскурсовод / Т.А. Налимова // Русская словесность. - 2001. - № 2. - С. 45-51. – Национальная библиотека.
Экскурсионная работа в школе. Экскурсионная речь.

Новожилова, В. Курсы внештатных экскурсоводов / Валентина Новожилова // Музей. - 2012. - № 2. - С. 52-55 : фот. - Библиотека Хакасского республиканского краеведческого музея.
О подготовке внештатных экскурсоводов в Ярославском музее-заповеднике.

Студеникин, М.Т. Историческое краеведение в школах России (XVIII-XX вв.) / М.Т. Студеникин // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. - № 10. - С. 53-59. - Библиогр.: с. 59 (11 назв.). – Национальная библиотека.

Шульжинская, Л. Музейная школа искусств - мир творчества и красоты / Л. Шульжинская // Мир музея. - 2002. - № 3. - С. 28-29. – Национальная библиотека.
Центр художественно-эстетического развития. Студия юных экскурсоводов.

Библиотеки г. Абакана

Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова
ул. Чертыгашева, 65; тел.: 24-43-82

Библиотека Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова
пр. Ленина, 90; тел.: 22-35-91

Библиотека Хакасского республиканского краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова
ул. Пушкина, 96; тел.: 22-65-51

Центральная городская библиотека г. Абакана
ул. Островского, 24; тел.: 24-79-45