Основная версия сайта

Дендрофлора учебно-опытного участка как объект для исследований школьников:

список литературы для педагогов дополнительного образования
В списке представлены книги и статьи из периодических изданий, которые выписывает Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова и другие библиотеки г. Абакана. В какой библиотеке хранится журнал указано после описания каждой библиографической записи, в конце списка даны координаты библиотек. Выборочно записи аннотированы и разбиты на четыре раздела: дендрология, исследовательская и проектная деятельность учащихся, экскурсионная работа, учебно-опытный пришкольный участок.

Материал списка систематизирован по разделам: Внутри разделов материал расположен в алфавитном порядке.

Дендрология

Аксенова, Н. А. Деревья и кустарники для любительского садоводства и озеленения / Н.А. Аксенова, Л.А. Фролова. - М. : Изд-во МГУ, 1989. – 157 с. : ил.

Аношин, Р. М. Практикум по лесоводству и дендрологии : [учеб. пособие для сред. учеб. заведений] / Р.М. Аношин, Р.Д. Каупуш, Г.В. Кузнецов. - М. : Агропромиздат, 1986. - 150, [3] с. : ил.

Ассортимент деревьев и кустарников для озеленения Хакасии : рекомендации / [СО ВАСХНИЛ, Хакас. гос. с-х. опытная станция ; отв. за вып. Н.И. Лиховид ]. - Абакан : [б.и.], 1987. – 47 c.

Атрохин, В. Г. Лесоводство и дендрология : [учеб. для техникумов] / В.Г. Атрохин. - М. : Лесн. пром-сть, 1982. - 368 с., 8 л. ил. : ил.

Булыгин, Н. Е. Дендрология : [учеб. пособие для вузов] / Н.Е.Булыгин. - М. : Агропромиздат, 1985. - 280 с. : ил.

Буторова, О. Ф. Изменчивость сеянцев ореха маньчжурского в дендрарии СибГТУ / О.Ф. Буторова, Е.А. Усова // Вестник КрасГАУ. - 2007. - № 5. - С. 106-108.

Встовская, Т. Н. Древесные растения - интродуценты Сибири Abelia - Ligustrum / Т.Н. Встовская ; отв. ред. И.Ю. Коропачинский. - Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1985. - 278 с.

Гроздова, Н. Б. Деревья, кустарники и лианы : (справ. пособие) / Н.Б. Гроздова, В.И. Некрасов, Д.А. Глоба-Михайленко ; под ред. В.И. Некрасова. - М. : Лесн. пром-сть, 1986. - 348, [1] с. : ил.

Гроздова, Н. Б. Занимательная дендрология / Н.Б. Гроздова. - М. : Лесн. пром-сть, 1991. - 208 с. : ил.

Долгачева, В.С. Растениеводство : учеб. пособие / В.С.Долгачева. - М. : Академия, 1999. – 368 с. – Из содерж.: Закладка школьного сада и уход за ним. - С. 240-249 ; Пришкольный учебно-опытный участок. - С. 312-324.

Древесные растения в природе и культуре / АН СССР, Гл. ботан. сад ; [отв. ред. П.И. Лапин]. - М. : Наука, 1983. - 223 с.

Каждой школе свой дендрарий : рекомендации / [СО ВАСХНИЛ, Хакас. гос. с-х. опытная станция ; отв. за вып. Н.И. Лиховид ]. - Абакан : [б.и.], 1986. – 26 c.

Колесников, А. И. Декоративная дендрология / А.И. Колесников. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Лесн. пром-сть, 1974. - 704 с. : цв. фот.

Коропачинский, И. Ю. Дендрофлора Алтайско-Саянской горной области / И.Ю. Коропачинский ; отв. ред. д-р биол. наук, проф. К.А. Соболевская ; АН СССР, Сиб. отд-ние, Центр. сиб. ботан. сад. - Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1975. – 291 с. : ил.

Коропачинский, И. Ю. О задачах российской дендрологии в XXI веке / И.Ю. Коропачинский // Сибирский экологический журнал. - 2005. - № 4. - С. 541-561. – Библиогр.: с. 560-561.

Крюссман, Г. Хвойные породы / Г. Крюссман ; пер. с нем. Н.Н. Непомнящего ; под ред. Н.Б. Гроздовой. - М. : Лесн. пром-сть, 1986. - 256 с.

Лиховид, Н. И. Интродукция деревьев и кустарников в Хакасии. Ч. 1 / Н.И. Лиховид ; РАСХН, Сиб. отд-ние, Науч.-исслед. ин-т аграр. проблем Хакасии. - Новосибирск : [б. и.], 1994. – 345 с.

Лиховид, Н. И. Интродукция деревьев и кустарников в Хакасии. Вып. 7 / Н.И. Лиховид. - Абакан : Хакас. отд-ние Краснояр. кн. изд-ва, 1984. - 98 с.

Лиховид, Н. И. Интродукция древесных растений в ариадных условиях юга Средней Сибири / Нина Ивановна Лиховид ; Рос. акад. с-х. наук, Сиб. отд-ние ; ГНУ НИИ аграр. проблем Хакасии. – Абакан : [б. и.], 2007. – 288 с. : ил. – Библиогр.: с. 213-219.

Лоскутов, Р. И. Древесные растения, не выдержавшие испытаний при интродукции / Р.И. Лоскутов // Вестник КрасГАУ. - 2010. - № 9. - С. 33-39.

Лоскутов, Р. И. Рост и развитие кустарников сибирской дендрофлоры рода spiraea l. - таволга семейства rosaceae yuss - розоцветные в дендрарии Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН / Р.И. Лоскутов // Вестник КрасГАУ. - 2009. - № 5. - С. 72-74.

Милютин, Л. И. Биоразнообразие лесообразующих видов древесных растений в бассейне Енисея / Л.И. Милютин, Е.Н. Муратова, А.Я. Ларионова // Сибирский экологический журнал. - 2003. - Т. 10, № 6. - С. 687-695.

Мулкиджанян, Я. И. Древесно-кустарниковые питомники и основы дендрологии : [учеб. для техникумов] / Я.И. Мулкиджанян, Т.А. Соколова. - М. : Агропромиздат, 1989. - 207 с. : ил.

Никитинский, Ю. И. Декоративное древоводство : [учеб. пособие для вузов по специальности "Лесное и садово-парковое хоз-во"] / Ю.И. Никитинский, Т.А. Соколова. - М. : Агропромиздат, 1990. - 254, [1] с. : ил.

Одынец, А. П. Дендрология для садовника : [учеб. пособие для сред. сел. ПТУ] / А.П. Одынец. - 2- е изд., испр. и доп. - М. : Высш. шк., 1982. - 160 с. : ил.

Опыт сибирского садоводства. Минусинская котловина : сборник / ГБУК РХ «НБ им. Н.Г. Доможакова» ; [сост. Н.В. Маракова, Н.В. Паршакова]. – Абакан : [б. и.], 2012. – 239 с.

Сторожев, В. Дендрофлора государственного заповедника "Хакасский" : [кедр, сосна] / В. Сторожев // Заповедано. - 2000. - № 3.

Сторожев, В. Дендрофлора государственного заповедника "Хакасский" : [лиственница, береза] / В. Сторожев // Заповедано. - 2000. - № 4.

Холявко, В. С. Дендрология и основы зеленого строительства : [учебник для сред. сел. ПТУ] / В.С. Холявко, Д.А. Глоба-Михайленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. школа, 1980. – 248 с. : ил.

Черненко, Е. С. Школьный сад : кн. для учителя / Е.С. Черненко. - М. : Просвещение, 1993. – 189 с. : ил.

Чиндяева, Л. Н. Анализ арборифлоры урбанизированных районов Сибири / Л.Н. Чиндяева, Е.В. Банаев, О.Н. Потемкин // Сибирский экологический журнал. - 2007. - Т. 14, № 3. - С. 401-408. – [Библиотека НИИ аграрных проблем Хакасии].

Шестак, К. В. Фенологические исследования в дендрарии СибГТУ / К.В. Шестак // Вестник КрасГАУ. - 2006. - № 10. - С. 103-108. – Библиогр.: с. 107-108.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся

Андреева, Н. Д. Исследовательская работа учащихся при обучении биологии и экологии / Н.Д. Андреева, С.С. Рябова // Биология в школе. - 2012. - № 2. - С. 34-38 : 1 рис.
Дано описание методики организации и проведения исследовательской работы учащихся по биологии и экологии, подчеркнута необходимость выдвижения проблемы и определения гипотезы исследования, представлены краткие характеристики этапов исследования.

Белоусова, Т. Н. Мифы об исследовательской и проектной деятельности школьников / Т.Н. Белоусова, М.А. Мазниченко // Школьные технологии. - 2010. - № 6. - С. 8-14. - Библиогр. в сносках.
Организация исследовательской и проектной деятельности школьников - достаточно новый вид деятельности для современного учителя. Он осуществляется в условиях недостатка необходимой методической и другой информации, что порождает определенные педагогические мифы.

Белянина, Л. А. Формирование экологической компетентности в летней экологической школе / Л.А. Белянина // Биология в школе. - 2012. - № 3. - С. 53-63 : табл., рис.
Рассматриваются вопросы формирования школьных экологических отрядов по технологии "школьных команд", организации экологической практики по технологии "образование через исследование". Предложены некоторые методики работы в полевых условиях.

Беседина, Л. А. Проектная деятельность в биологическом образовании / Л.А. Беседина // Биология в школе. - 2010. - № 2. - С. 52-54.
Рассматриваются методика организации проектной и исследовательской деятельности на уроках биологии. Подробно описаны такие типы проектов, как исследовательские проекты, прикладные (практико-ориентированные) проекты, ролевые (ролево-игровые) проекты, информационные проекты, телекоммуникационные образовательные проекты.

Богомолова, А. А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А.А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - № 5. – С. 35-38.

Бродовская, З. В. Педагогическое проектирование как условие развития детской проектной деятельности при изучении родного края / З.В. Бродовская, Т.Н. Кравец // Сибирский учитель. - 2011. - № 2. - С. 94-103 : 13 табл. - Библиогр.: с. 103 (7 назв.).
Проектирование превращается в самостоятельный вид педагогической деятельности. Среди инновационных технологий в начальной школе наиболее популярной становится технология учебных проектов. [Библиотека Хак. респ. института повышения квалификации].

Бурцева, О. Ю. Исследовательская деятельность учащихся в школе / О.Ю. Бурцева // Биология - Первое сентября. - 2012. - № 6. - С. 4-11 : ил.
Что такое исследовательский проект и как эффективно организовать и провести проектно-исследовательскую работу в школе. [Библиотека ХГУ].

Воронина, Г. А. Проекты: разработка, руководство, оценивание : итоги конкурса "Учебный проект" в рамках фестиваля "Портфолио" / Г.А. Воронина, Н.Г. Иванова // Биология - Первое сентября. - 2012. - № 4. - С. 36-38 : ил.
Анализ конкурсных работ с точки зрения ключевых и наиболее общих тенденций в выборе их тематики, проведения и оформления. [Библиотека ХГУ].

Грачева, И. Н. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения биологии / И.Н. Грачева // Биология в школе. - 2009. - № 6. - С. 49-50.

Греханкина, Л. Ф. Исследовательско-краеведческая деятельность учащихся во внеклассной и внешкольной работе / Л.Ф. Греханкина // География и экология в школе XXI века. - 2011. - № 1. - С. 65-70.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся должна иметь общественно полезную направленность и очевидную для самих подростков. Представляются некоторые результаты самостоятельной исследовательской работы школьников. Особый интерес - выбор тематики исследований. Могут быть выбраны разнообразные объекты, характерные для той или иной местности. [Библиотека ХГУ].

Губарева, В. В. Внеклассная исследовательская деятельность / В.В. Губарева // Биология в школе. - 2009. - № 8. - С. 48-50.
Из опыта использования исследовательской деятельности во внеклассной работе. Метод исследования в природе - эффективный инструмент, стимулирующий развитие у школьников интеллекта, творческих способностей, необходимых навыков при условии учета их индивидуальных особенностей и склонностей.

Гузеев, В. В. Исследовательская работа школьников: суть, типы и методы / В.В. Гузеев, И.Б. Курчаткина // Школьные технологии. - 2010. - № 5. - С. 49-52. - Библиогр. в сносках.

Денисова, А. А. Исследовательская деятельность в современной системе образования / А.А. Денисова // Биология в школе. - 2008. - № 1. - С. 39-40.
Схема организации исследовательской деятельности по одной из тем биологии.

Зыков, М. Б. Организация исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве: (теоретические и практические аспекты) / М.Б. Зыков, Н.Р. Сабанина // Воспитание школьников. - 2012. - № 6. - С. 16-22. - Библиогр.: с. 22 (5 назв.).

Игумнова, Е. А. Пошаговая технология подготовки учащихся к интервьюированию при обучении биологии / Е.А. Игумнова // Биология в школе. - 2012. - № 4. - С. 36-41.
Метод интервьюирования во внеурочной работе по биологии.

Колчин, А. А. Психологические основы проектной и исследовательской деятельности школьников / А.А. Колчин // Психология обучения. - 2012. - № 10. - С. 34-41. - Библиогр. : с. 41 (7 назв.).
Проектная и исследовательская деятельность как формирующая составляющая образовательной среды, ориентированной на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных компетенций, физических возможностей и волевых качеств в процессе выполнения творческих проектов и исследовательских работ. [Библиотека ХГУ].

Мазуров, С. Г. Проекты по биологии в сельской малокомплектной школе / С.Г. Мазуров // Биология в школе. - 2008. - № 1. - С. 40-42.
Виды исследовательских работ учащихся сельской малокомплектной школы в рамках экологического клуба "Оберег", организованного с целью координации природоохранной деятельности.

Михайленко, В. Я. Проектно-исследовательская деятельность по экологии как средство формирования социального опыта школьников в условиях промышленного города / В.Я. Михайленко // Биология в школе. - 2012. - № 9. - С. 42-51. - Библиогр.: с. 51 (8 назв.)

Оловянникова, Т.А. Реализация потенциала преемственности в воспитании культуры исследовательской деятельности / Т.А. Оловянникова // Воспитание школьников. - 2012. - № 2. - С. 42-46 : табл. - Библиогр.: с. 46 (8 назв.).
О проблеме обеспечения преемственности в воспитании у школьников культуры исследовательской деятельности.

Пахомов, В. И. Изучение биологии на полевой экологической практике в 6-7 классах: общие вопросы организации / В.И. Пахомов // Биология в школе. - 2010. - № 2. - С. 30-35 : ил. - Продолж. Начало: № 10, 2009.
Эффективной формой в экологическом образовании признана полевая экологическая практика как организованная система образовательной работы с детьми в окружающей природной среде.

Пилипчук, В. М. О соотношении понятий "краеведение", "туризм" и "исследовательская деятельность" / В. М. Пилипчук // География в школе. - 2012. - № 5. - С. 53-54, 60. - Библиогр.: с. 60 (6 назв.).
Автор рассматривает понятия "краеведение", "туризм" и "исследовательская деятельность", дает им характеристику и выделяет методические условия их организации и проведения.

Савенков, А. И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков // Школьные технологии. - 2011. - № 5. - С. 156-163.

Ситнова, Е. В. Исследовательская деятельность школьников как средство формирования естественно-научной картины мира (на опыте научного общества учащихся) / Е.В. Ситнова, Н.С. Майорова // Наука и школа. - 2010. - № 5. - С. 67-69. - Библиогр.: с. 69 (2 назв.). [Библиотека ХГУ].

Сторожева, Н. В. Практические занятия по биологии: от наблюдения к исследованию / Н.В. Сторожева // Биология в школе. - 2012. - № 9. - С. 62-71 : 4 рис. - Библиогр.: с. 71 (5 назв.)
Рассматриваются теоретические подходы к организации проектной и исследовательской деятельности школьников, а также возможности использования исследовательского подхода на практических занятиях по биологии.

Талалова, С. В. Принципы исследовательской работы в области экологии и биологии / С.В. Талалова // Биология в школе. - 2010. - № 4. - С. 42-46 : 1 табл.
Охарактеризованы основные цели, задачи, этапы исследовательской работы школьников. Даны правила оформления полученных результатов. Приведен пример исследовательской работы, имеющей важное прикладное значение.

Торков, С. Е. Подготовка учащихся к исследовательской работе при обучении биологии / С.Е. Торков // Биология в школе. - 2012. - № 10. - С. 55-62. - Библиогр.: с. 62 (4 назв.). - Окончание. Начало: № 8, 2012.
Рассмотрены проблемы формирования готовности школьников к исследовательской работе на уроках биологии. Особое внимание уделяется эффективным средствам и методам формирования поисковой активности и исследовательской деятельности.

Фролова, Г. И. Школьники - исследователи окружающей среды / Г.И. Фролова // Экология и жизнь. - 2012. - № 4. - С. 45-47.
О исследовательских программах по экологии, которые проводятся в Московском детском эколого-биологическом центре.

Хирьянова, И. С. Исследовательская деятельность младших школьников: электронная поддержка / И.С. Хирьянова // Народное образование. - 2012. - № 7. - С. 181-188.
Об организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Хотулева, О. В. Экологическая оценка состояния деревьев в городе / О.В. Хотулева, А.А. Колонцов // Биология в школе. - 2005. - № 5. - С. 48-52.

Шайхитдинова, И. М. Новые возможности при организации исследовательской деятельности по биологии / И.М. Шайхитдинова // Биология - Первое сентября. - 2012. - № 10. - С. 28-31 : ил. [Библиотека ХГУ].

Экелекян, Э. Ж. Инновации в проектно-исследовательской деятельности / Э. Ж. Экелекян, Л. А. Ковтунова // Биология - Первое сентября. - 2012. - № 6. - С. 30-31 : ил.
В статье рассмотрен опыт внедрения в образовательный процесс проектной деятельности по экологии. [Библиотека ХГУ].

Экскурсионная работа

Александрова, В. П. Проектирование виртуальной модели экологической тропы / В.П. Александрова, И.С. Малютина, О.Г. Фоменко // Биология - Первое сентября. - 2012. - № 6. - С. 12-16 : ил.
Авторы статьи делятся опытом создания занимательного учебного пособия, представленного в трех версиях: видеофильм, мультимедийный тест, виртуальный маршрут. [Библиотека ХГУ].

Бавкум, Л. А. Осенняя экскурсия с учащимися 6 класса / Л.А. Бавкум // География в школе. - 2010. - № 7. - С. 61-62. - Библиогр.: с. 60.
Автор делится опытом проведения осенней экскурсии на природе с учащимися 6 класса.

Баташова, Т. Н. Музейная педагогика и формирование экологического мировоззрения детей / Т.Н. Баташова, Л.Г. Дербышева, Т.М. Малиновская // Внешкольник. - 2011. - № 3. - С. 49-51.
В ставропольском Дворце детского творчества работает музей "Природа и экология". В основе его экспозиций - материалы, собранные педагогами и воспитанниками Центра туризма, краеведения и экологии.

Васильева, Л. В. По лесной тропинке / Л.В. Васильева // Начальная школа. - 2007. - № 7. - С. 83-86.
Методика проведения экскурсии на природе, в лесу. Из опыта работы учителя сельской школы.

Васнева, Л. Программа "Школа юного экскурсовода" (для дополнительного образования учащихся) / Л. Васнева // Воспитание школьников. - 2007. - № 9. - С. - 28-30. - Библиогр. : 19 назв.

Велитченко, В. Обеспечение безопасного проведения туристских походов, экскурсий и путешествий учащихся / В. Велитченко // Воспитание школьников. - 2008. - № 5. - С. 49-58.
Правила безопасности при проведении туристских походов и экскурсий со школьниками.

Долженко, Г. П. Экскурсионное дело : учеб. пособие / Г.П. Долженко. - М. : МарТ, 2005. - 272с.

Егорова, Г. В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок / Г.В. Егорова, О.В. Хотулева // Начальная школа. - 2001. - № 3. - С. 33-38.

Емельянов, Б. В.
Организация экскурсионной работы: методика, опыт / Б.В. Емельянов. - М. : Профиздат, 1984. - 144 с.

Емельянова, Н. В. Экологическое воспитание с помощью нетрадиционных форм работы / Н.В. Емельянова // География и экология в школе XXI века. - 2009. - № 4. - С. 61-69. - Библиогр.: с. 69.
Речь идет не только о каких-то отдельных элементах экологического воспитания, а о плановой, последовательной и настойчивой работе по экологическому образованию в школе. Так важно, чтобы школьники осознали: лес - наше богатство, лес - бесценный дар природы, который мы не всегда ценим и бережем. [Библиотека ХГУ].

Еремеева, Е. Ю. Музей - пространство творчества детей и взрослых / Е.Ю. Еремеева // Биология в школе. – 2012. - № 1. - С. 64-72.
Проект создания музея природы как результат совместной творческой деятельности педагогов и учащихся эколого-биологического центра.

Карпов, Н. Г. Экскурс - ура! : курс по выбору / Н. Г. Карпов // География и экология в школе XXI века. - 2008. - № 5. - С. 50-56.
Содержание курса позволяет расширить краеведческие знания учащихся, познакомить их с основами профессиональных знаний по музееведению и экскурсоведению. [Библиотека ХГУ].

Котенева, И. О. Моя первая экспедиция: методика организации и проведения комплексной экскурсии в природу / И.О. Котенева // Биология в школе. - 2012. - № 1. - С. 34-37.

Кропочева, Т. Б. Исследовательские экскурсии в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 48-53 : ил., табл.
Раскрыто содержание некоторых осенних и зимних экскурсий на природу для 3-4 классов.

Лукашова, О. П. Организация экскурсий на природоохранные территории Курской области / О.П. Лукашова, И.Ю. Озерова, В.П. Сошнина // Биология в школе. - 2008. - № 8. - С. 36-38.
Обосновывается значимость экскурсий на природоохранные территории для формирования экологического мышления школьников. Приводится вариант исследовательского задания для школьников.

Марина, А. В. Экскурсия в ближайшее природное сообщество / А.В. Марина // Биология в школе. - 2008. - № 2. - С. 26-28.
Описан урок биологии, цель которого - изучение многообразия растений и животных парка, условия их совместного существования, а также изучение признаков приспособленности организмов к жизни в разнообразных условиях.

Мотайло, М. В. «Знакомьтесь: раннецветущие растения». Экскурсия в весенний парк / М.В. Мотайло // Биология в школе. - 2012. - № 6. - С. 65-69.

Налимова, Т. А. Я - экскурсовод / Т.А. Налимова // Русская словесность. - 2001. - № 2. - С. 45-51.
Экскурсионная работа в школе. Экскурсионная речь.

Сичинава, В. А. Экскурсионная работа: из опыта работы : пособие для учителей / В.А. Сичинава. - М. : Просвещение, 1981. - 96 с.

Филоненко-Алексеева, А. Л. Зимние экскурсии в природу / А.Л. Филоненко-Алексеева // Биология - Первое сентября. - 2011. - № 17. - С. 15-18.
Рассказать и показать изменения, происходящие в природе с наступлением зимы, лучше всего на экскурсии в парк, сквер, лес. Материалы к статье на CD. [Библиотека ХГУ].

Филоненко-Алексеева, А. Л. Осень в жизни растений / А.Л. Филоненко-Алексеева // Биология - Первое сентября. - 2012. - № 8. - С. 32-33 : ил.
Проводя осенние экскурсии в лес или парк, надо обратить внимание учащихся на приспособления растений к неблагоприятным условиям зимнего времени. Материалы к статье на CD. (Библиотека ХГУ).

Филоненко-Алексеева, А. Л. Экскурсия в хвойный лес / А.Л. Филоненко-Алексеева // Биология - Первое сентября. - 2012. - № 6. - С. 32-40 : ил.
На что обратить внимание, отправляясь в конце весны или летом на экскурсию в еловый или сосновый лес. Какие провести наблюдения за растениями и животными. [Библиотека ХГУ].

Цикало, Е. С. Культурологический подход к обучению на экскурсиях / Е.С. Цикало // Биология в школе. - 2008. - № 6. - С. 45-48. - Библиогр.: с. 48.
О том, как с помощью школьных экскурсий можно способствовать формированию ценностного отношения школьников к природе.

Учебно-опытный пришкольный участок

Амбражевич, Я. Е. Отдел начальных классов учебно-опытного участка школы / Я.Е. Амбражевич // Начальная школа. - 2005. - № 5. – С. 80-84.

Баранчикова, Л. А. Плодовый сад на подоконнике / Л.А. Баранчикова // Начальная школа. - 2008. - № 3. - С. 54-59.
О разведении плодовых растений в комнатных условиях: ананаса хохлатого, кофе аравийского и граната. Эти сведения помогут ученикам вырастить настоящий микросадик на подоконнике.

Баранчикова, Л. А. Озеленение пришкольной территории / Л.А. Баранчикова // Школа и производство. - 2004. - № 3. - С. 75-77.

Баранчикова, Л. А. Экологический дизайн пришкольной территории: тенистый сада уголок / Л.А. Баранчикова // Начальная школа. - 2010. - № 3. - С. 34-41 : рис.

Бикметова, В. П. Положение об учебно-опытном участке / В.П. Бикметова, С.Л. Дюдяева, Т.П. Чичаева // Практика административной работы в школе. - 2013. - № 1 (88). - С. 5-7.
Об учебно-опытном участке, создаваемом для проведения в школе учебных и практических занятий по природоведению, биологии, технологии, общественно-полезному труду, опытнической и природоохранной работы. [Библиотека Хак. респ. института повышения квалификации].

Брахман, А. Аллея первоклассников / А. Брахман // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 81.
В московском образовательном учреждении N 1812 "Детский сад - начальная школа" в 2004/05 учебном году появилась Аллея первоклассников.

Гужавина, Н. А. Зимний сад в северной школе - зона тепла, романтики и творчества / Н.А. Гужавина // Директор школы. - 2007. - № 7. - С. 91-94.
О проекте "Зимний сад", который реализуется в рамках программы развития средней общеобразовательной школы N 39 г. Воркута. Модель воспитательного школьного пространства. [Библиотека ХГУ].

Кирилова, Л. С. Волшебство своими руками / Л.С. Кирилова // Биология - Первое сентября. - 2012. - № 6. - С. 56-57 : ил.
Опыт работы по созданию пришкольных учебно-опытных участков, помогающих формированию у школьников интереса к живой природе и сельскохозяйственному труду. [Библиотека ХГУ].

Манаков, А. П. Учебно-опытное хозяйство с законченным циклом / Аркадий Петрович Манаков // Народное образование. - 2011. - № 5. - С. 87-89.
Предпрофильная подготовка школьного учебно-опытного хозяйства.

Папорков, М. А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке : пособие для учителей / М.А. Папорков, Н.И. Клинковская, Е.С. Милованова. - М. : Просвещение, 1980. - 256 с.

Перелович, Н. В. Организация и оформление пришкольного участка / Н.В. Перелович, Р.А. Петросова, В.М. Назаренко // Биология в школе. - 2006. - № 7. - С.56-58.

Потапова, Э. А. Зеленая книга пришкольного участка / Э.А. Потапова // Биология в школе. - 2008. - № 5. - С. 33-40 .
Приводится поэтапная характеристика системной работы по изучению природы учащимися различных возрастных категорий.

Ремизова, Н. И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке / Н.И. Ремизова // Биология в школе. - 2000. - № 6. - С. 71-73.

Ступакова, О. М. Обоснованность необходимости применения хвойных пород для озеленения территорий школ г. Красноярска / О.М. Ступакова, Т.Ю. Аксянова, Г.А. Гапонова // Хвойные бореальной зоны: теоретический и научно-практический журнал. - 2011. - Том 29, № 3/4. - С. 278-280. – Библиогр.: с. 293-294.
Применение хвойных пород при озеленении школьных участков в г. Красноярске.[Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края].

Трофимова, А. Ф. Дизайн-проект учебного участка / А.Ф. Трофимова // Биология в школе. - 2005. - № 1. - С. 45-50.

Ципин, И. Мой зеленый дом: проект гимназии № 1592 / И. Ципин // Искусство в школе. - 2012. - № 4. - С. 22-23 : ил.
В ходе проекта "Мой зеленый дом" учащиеся изучают виды деревьев на пришкольном участке, пишут о них стихи и сказки.

* * *

Абрамова, М. Как наше слово отзовется: (Использование художественного слова при наблюдениях на прогулке) / М. Абрамова // Воспитание школьников. - 2005. - № 1. - С. 55-58. - Окончание. Начало: № 10, 2004.

Захарова, А. Приглашаем в край чудес - ждет вас в гости русский лес: спортивно-познавательная игра для среднего школьного возраста / А. Захарова // Сценарии и репертуар. - 2011. - № 15. - С. 4-21.
Сценарий спортивно-познавательной игры, посвященной великому богатству земли нашей - лесу.

Лежнева, С. День леса: познавательно-развлекательная программа для хорошей компании / С. Лежнева // Сценарии и репертуар. - 2008. - № 11. - С. 39-45. - Прил.: Викторина о деревьях.
На планете отмечается много праздников, а вот Дня леса - нет! И это несправедливо. Поэтому ребята объявляют Всемирный день леса и уверены, что все жители Земли их поддержат. Программа может быть адаптирована на любой возраст и может проводиться как на открытом воздухе, так и в помещении.

Шучалина, Е. А. Интеллектуальная игра "Деревья родного края" / Е.А. Шучалина // Начальная школа. - 2010. - № 10. - С. 93-95. - Библиогр.: с. 95.
Разработка интеллектуальной игры для младших школьников. Игра посвящена деревьям, способствует развитию основ экологического сознания.

Библиотеки г. Абакана

Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова
ул. Чертыгашева, 65; тел.: 24-43-82

Библиотека Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова
пр. Ленина, 90; тел.: 22-35-91

Библиотека Хакасского республиканского краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова
ул. Пушкина, 96; тел.: 22-65-51

Библиотека НИИ аграрных проблем Хакасии
Усть-Абаканский р-н, с. Зеленое; тел.:2-56-09; 2-10-64 (приемная)

Центральная городская библиотека г. Абакана
ул. Островского, 24; тел.: 24-79-45