И греет сердце память прошлых лет. История дворца пионеров и школьников (г. Черногорск)

35 Белый дворец на Черной горе или безмолвие народа Олег Константинович Ампилогов, художник, профессор СФУ, почётный работник высшего профессионального образования Черногорский дворец пионеров. Мерцающий свет моей памяти. Образ счастливого детства. В Черногорске конца 50-х он был, пожалуй, самым значимым, самым ярким местом в локации города («Спутник» и квартал его окружающий появились несколько позже, кинотеатр «Россия» завершил формирование облика города периода 60-х). Дорога в детский сад, куда мама меня, пятилетнего малыша, водила ежедневно, проходила вдоль его ограды. Я пересчитывал её столбы, смотрел сквозь штакетник внутрь. Мне было любопытно, что там. А там, за забором, скрывался симпатичный сад с фонтаном в центре, прямо как в «Снежной королеве» у Андерсена. За углом открывался вид на белоснежное здание с колоннадой. Это был Дворец пионеров. Он призывно светился, приглашая зайти внутрь. Уже позже, когда мои старшие братья Игорь и Виктор собирались идти во Дворец, один в авиамодельный, другой в шахматный кружки, в ответ на мои мольбы взять меня с собой, звучал их суровый приговор: «Ты еще маленький...». Но, однажды, не вытерпев, я тайком пошёл туда сам, записываться в кружок самостоятельно. До сих пор памятны мне округлые ступеньки лестницы под колоннадой, вафельные плитки под моими сандалиями и открывающаяся дверь в фойе. Оно показалось мне громадным, и в нем царила тишина, изредка прерываемая гулкими звуками чьих-то шагов. Я стоял в нерешительности, и меня обуял страх. «Что ты хочешь, мальчик?» – обратилась ко мне женщина, сидящая за столом у стены. «Хочу записаться в кружок», – гордо и решительно заявил я. «В какой кружок ты хотел бы записаться?» – спросила она. И тут я растерялся. Список был огромный: авиамодельный, судомодельный, радиотехнический, шахматный – мне интересны были все кружки без разбора. И какой из них выбрать, я не знал. Заметив мою нерешительность, женщина поинтересовалась, сколько же мне лет. И узнав, что мне только шесть лет, и я собираюсь только в первый класс, она с улыбкой повторила суровый приговор моих старших братьев: «Ты еще маленький. Поучись немного, в третьем классе тебя примут в пионеры, тогда и придешь. К этому времени определишь и свои интересы». Так ничем закончился мой первый визит во Дворец пионеров. В дальнейшем, будучи школьником и даже став пионером, я неоднократно бывал в этом замечательном дворце на различных утренниках, сборах, новогодних ёлках – много было всего, но в кружок так и не записался. И только, спустя пять лет после этого памятного посещения дворца со мной произошло нечто необыкновенное, решительно изменившее всю мою судьбу. Это было знойным летом 1964 года. В фойе кинотеатра «Россия» (ещё одно знаковое место Черногорска, сейчас на его месте – пустырь) состоялась выставка черногорских художников. И на ней я увидел два рисунка тополей, выполненных пером и тушью художником Марком Живило. Я узнал их, это были те самые тополя, что встречали меня на острове под Куньей, куда мы ездили с пацанами на велосипедах. И вот то, как они были нарисованы, меня потрясло до глубины души. Я сразу понял, вот он мой выбор – я стану художником. Мне купили альбом, краски, кисточку, тушь, перо, и я стал рисовать все, что меня окружает: кастрюля и чугунок на кухонной плите, вид из окна, тополь, растущий у забора. С нетерпением я ждал сентября, начала учебного года, чтобы записаться в изостудию Дворца пионеров. Когда, наконец, это произошло и я вместе с другими студийцами (их было немного, всего 10–12 человек) приступил к выполнению первого задания (помню, это был натюрморт с гипсовой розеткой, довольно сложное задание для начинающего живописца), счастью моему не было предела. Сентябрь выдался необыкновенно теплым и солнечным. Поэтому второе занятие проходило во внутреннем дворике у фонтана, рисовали сад и вид на обратную сторону фасада Дворца пионеров. Было очень интересно. К своему стыду, я не помню ни имени, ни фамилии руководителя изостудии. Это была женщина. Но я запомнил внимательные и добрые глаза, касание руки на своём плече. Она что-то говорила, как-то объясняла... (Это была Сердобинская Галина Александровна, ее фото мы нашли в старых альбома Дворца пионеров – Прим. авт.-сост.) Фото 68. Сердобинская Г.А.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTE4NDIw