Черногорску - 85 лет. Даты. События. Лица

ЧЕРНОГОРСКУ - 85 ного» и «Великана» - началось строительство поселка... Вера Арсеньевна пригласила горных инженеров из Англии - Фостера, Брауна, Ресса. Сделав экономический анализ, они составили подробную докладную записку на имя министра угольной промышленности М. Корейки о месторождении, о выгодности добычи угля, тем самым подтвердив прогнозы С. К. Окулова... Вто время на копях было выстроено десять деревянных домов для администрации и рабочих, материальный склад, хлебный амбар, контора и другие постройки. Кроме того, шестнадцать домиков, построенных самими рабочими из материала, принадлежащего обществу. В поселке была школа. В 1911 году заложили шахту № 3. На шахте установили электромотор, электролебедку, два локомобиля для получения электроэнергии...» - рассказывает в своих работах Елена Лактионова. В различных источниках указывается и на то, что Баландина делала все возможное для налаживания «терпимого» быта в новом поселке. На руднике работал фельдшер, имелась аптека с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами. Из Минусинска иногда приезжал врач. Добытый на Черногорских копях уголь вывозили по узкоколейке до пристани на Енисее (по одним данным, до Аскировской, по другим, еще и до Подкунинской пристани). Кстати, эту узкоколейку по праву можно считать первой железной дорогой Хакасии. На пристани была специальная эстакада для погрузки угля на баржу, затем пароход Баландиных отбуксировывал его до Красноярска. «К началу событий октября 1917 года шахты были полностью электрофицированы. Товарищество «Черногорские копи» с начальным капиталом в 140 000 рублей к 1915 году имело капитал 1 миллион. В. А. Баландина добровольно, без сопротивления, передала новой власти все оборудование и документацию...» (Е. А. Лактионова). После революции 1917 года Баландина добровольно передала шахты Черногорских копей новой власти. «Мое несчастное детище» С момента открытия первой шахты Вера Арсеньевна задумывается о строительстве железной дороги «Ачинск - Минусинск (Ач- миндор)» и уже в 1908 году приступает к воплощению задуманного. «Сколько сил и времени взяло у меня создание Черногорских каменноугольных копей и Ачинск-Ми- нусинской железной дороги, какие трудности пришлось преодолеть мне!» - позже писала в воспоминаниях В. А. Баландина. Как следует из книги Т. Лещева, Г. Лещовой «Сквозь тайгу, через горы, над стремнинами рек»: «Алексей Баландин, получив у царя привилегию на постройку линии «Ачинск - Минусинск», «Минусинск - Кузнецк» и «Минусинск - Иркутск». Начали с первой... В 1910 году начали изыскательные работы. Найден кредит - 36 млн рублей золотом, создано общество Ачинско-Минусинской железной дороги. Часть средств вложил муж Баландиной. Одобрен проект дороги, утвержден устав акционерного общества. Над проектированием работали пять изыскательных партий. Было разработано три варианта линий... Весной 1913-го начались работы по отсыпке железнодорожного полотна. В то же время первые строители появились у села Усть-Абаканское. На берегу Абакана были заложены первые здания и производственные постройки будущей станции. Первая мировая война замедлила строительство, но не остановила. В 1916 году здесь работают пленные немцы, австрийцы, венгры. К 17-ому году полотно уложено, пробиты три тоннеля... Прервали строительство революция и гражданская война. «Мое несчастное детище», - так называла Баландина недостроенную дорогу. Признавая ее заслуги, после революции Советское правительство выдало ей документ на право бесплатного проезда по всем железным дорогам страны... Строительство ее дороги было продолжено уже без нее... Вфеврале 1922 года Совнарком принимает постановление о необходимости достройки дороги. В марте его подтвердил Совет труда и обороны. 23 ноября 1925 года первый поезд пришел в Абакан... Практически одновременно с основной линей вошла в строй и ветка на Черногорские копи, открывшая путь по железной дороге черногорскому каменному углю». Многие исследователи истории нашего региона отмечают, что главная заслуга Веры Баландиной не в том, что она начала добычу угля на Черногорских копях, а в том, что она продумала транспортную логистику, которая позволила бы сделать уголь черногорских ко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTE4NDIw