ЧЕРНОГОРСКУ - 85 «ПРЕВРАТИМ ЧЕРНОГОРКУ ИЗ КУСТАРНОЙ В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ...» Черногорск возник в 1907 году на месте больших залежей каменного угля в хакасской степи, в 6 километрах от естественного источника воды как необходимого условия существования любого поселения. А без воды, как поется в известной песне, «и не туды, и не сюды»... В одной из своих краеведческих работ библиограф ЦНИКИ Национальной библиотеки им. Н. Г. Доможакова, магистр истории Елена Кривоносова пишет: «Точных данных о количестве жителей копей в дореволюционный период нет. Но есть описание 1912 года: «Существующие ныне копи находятся на склоне холма, возвышающегося над долинами рек Енисей и Абакан. Копи эти соединены с грузовой пристанью Общества на Енисее железнодорожным путем с 2-футовой колеей. На копях имеется 10 деревянных домов для администрации и рабочих, материальный склад, хлебный амбар, контора и другие незначительные постройки, имеющие небольшую ценность. Помимо этого имеются 16 домиков, построенных самими рабочими из материала, принадлежащего Обществу. Железная дорога тянется на протяжении 6 англ, миль (9,66 км), путь узкоколейный — 2-футовый, подвижной состав состоит из локомотива и 100 вагончиков с автоматической свалкой». Дальнейшие сведения о численности рабочих на Черногорских копях показывают их рост с 1928 по 1934 год с 421 до 1530. Врезультате индустриального развития с 1929 по 1932 год население Черногорских копей выросло с 2107 до 15 000 человек. Если, по данным Всесоюзной переписи населения 1926 года, городское население Хакасии при официальном отсутствии городов составляло 8951 человек обоего пола в трех городских поселениях, то к переписи 1939 года только в одном Черногор- ске проживало 17 405 человек». Молодой стране Советов необходимо было развивать собственную сырьевую базу. Именно опора на собственные ресурсы страны в условиях мировой изоляции явилась предпосылкой к формированию новых населенных пунктов вблизи залежей природных ресурсов, а также к развитию уже существующих. Вконце ноября 1925 года на станцию «Абакан» пришел первый поезд, железная дорога, строительство которой начала еще Вера Баландина, была введена в эксплуатацию и очень помогла экономическому развитию нашего региона. Практически одновременно с основной линией вошла в строй и ветка в поселок Черногорские копи. Станция, по сей день носящая название «Черногорские копи», была тупиковая, без освещения (пользовались керосиновыми ручными фонарями), она открыла путь по железной дороге черногорскому углю. Но проблема обеспечения населения шахтерского поселка водой продолжала оставаться наиболее острой. Поэтому власти неоднократно пытались ее решить с момента образования поселения. Возвращаемся к работе Елены Кривоносовой: «Главными препятствиями на пути реализации всех предлагаемых проектов по водоснабжению города являлись природный рельеф территории и удаленность от естественных водных источников — город построен на отрогах Кунинского хребта, в степной части Минусинской котловины, разница в абсолютной отметке составляет 269 м, самая высокая точка города — 569 м, самая низкая 300 м, удаленность от реки Енисей —6 км. Первоначально воду привозили по узкоколейной железной дороге, соединяющей город с Енисеем. Деревянные бочки на железнодорожных платформах тянул маленький паровоз «кукушка». Когда-то это хозяйство принадлежало Вере Арсеньевне Баландиной, которая по этой дороге возила в вагончиках уголь для пароходов. От железнодорожных путей, в районе Линейной улицы, вода на лошадях в бочках по 2 - 3 куб. м развозилась по улицам города для населения. Городские водовозы отпускали воду по талонам, купленным в коммунальном хозяйстве, — по 10 литров на душу семьи и 40 литров на голову крупного рогатого скота. Согласно акту санитарного обследования Черногорских копей за 1928 год, «кипяченая вода доставляется с Аскыровской приста- 19
RkJQdWJsaXNoZXIy MTE4NDIw