Черногорску - 85 лет. Даты. События. Лица

ЧЕРНОГОРСКУ - 85« Г а ской работе и в постановке рекордов. Нужна культура в нашем планерном спорте, слаба теоретическая подготовка, высока аварийность при полётах. Наша задача изучить во время слёта рельеф и метеоусловия Хакасии и добиться новых успехов». В 1935 году в газете «Комсомол Хакасии» (на хакасском языке) была напечатана статья «Учиться искусству планеризма», в которой отмечалось, что «комсомольская рабочая молодежь Черногорска хорошо поняла значение планеризма. Они серьезно взялись за работу по подготовке летчиков 1-й ступени и планеристов. Один из самых активных и продвинутых энтузиастов Михаил Кузаков смог сконструировать свой планер и назвал его «МАК-8». Он был универсален по своей конструкции и по схеме был бесхвостного типа летающим крылом. Были проведены его испытания в Черно- горске Ивановым и Черных с Потрошиловой горы. Был выполнен первый полет до Красноярска. Ребята задумали совершить перелет «Красноярск - Коктебель». Но эта задумка не состоялась по причине гибели одного из идейных вдохновителей - пилота-любителя, шахтёра Константина Иванова. На время работа планерной станции была приостановлена». В «Очерках истории Советской Хакасии 1917 - 1991 гг.» находим следующую информацию: «История Хакасского областного (Черногорского) аэроклуба начинается с февраля 1934 года, правда, из-за отсутствия средств на приобретение самолетов, а также обученного инструкторского состава, аэроклубом в полном смысле он фактически не был, оставаясь планерным клубом... Реальное начало официальной истории и работы Хакасского областного аэроклуба в Черногор- ске - февраль 1937 года. Его начальником был утвержден авиационный инженер Андрей Петрович Зеленский, окончивший авиационный институт и высшую парашютную школу. В датированном 4 февраля 1937 года списке курсантов отделения пилотов первого набора - 10 человек, второго набора - 32 курсанта. В числе первых учлетов были три девушки. При подготовке пилотов аэроклуб имел в своем распоряжении один самолет У-2 и пять планеров, выпуск первой группы намечался на 18 августа, второй - на 7 ноября 1937 года. С этого момента началась стабильная работа по подготовке кадров для военно-воздушных сил РККА. К сожалению, начальник аэроклуба А. П. Зеленский в сентябре 37-го был необоснованно репрессирован, после его ареста аэроклубом стал руководить бывший начлет П. А. Усачев. Вчерногорском аэроклубе велась подготовка пилотов на самолете У-2, планеристов, авиатехников. Принимали юношей и девушек в возрасте от 17 до 25 лет, годных по состоянию здоровья, и с положительными характеристиками, по комсомольским путевкам. Во время обучения курсанты получали бесплатное питание и стипендию в размере 100 рублей в месяц. Аэроклубовцы, кроме обучения, вели большую агитационную работу - проводили демонстрационные полеты на самолетах и планерах по городам и районам края, читали лекции, катали на самолетах, выполняли фигуры высшего пилотажа, проводили авиационные праздники. В предвоенные годы в Хакасском областном (Черногорском) аэроклубе прошли подготовку сотни человек. Трудно переоценить значение аэроклубов для становления советских ВВС. Их выпускники целенаправленно шли на обучение в военные авиашколы. Это были уже подготовленные и закаленные люди, любящие свою специальность и имеющие большое желание продолжить обучение. Подготовка их к работе требовала значительно меньше времени, усилий и затрат. Именно это поколение аэроклубовцев вынесло на своих плечах самые тяжелые годы Великой Отечественной войны...» Общеизвестно, что советская авиация в первые дни Великой Отечественной войны терпела огромные потери. Фронту нужны были самолеты, которые не требовали бы много времени на подготовку на вылет и могли бы оперативно выполнять задания наземного командования. Тут-то и вспомнили про аэроклубы и находящиеся при них учебные летные машины. В частности, самолет У-2, который был прост в управлении, неприхотлив в выборе мест для взлета и посадки, обладал маневренностью и небольшой скоростью. Очевидцы утверждали, что он прощал многие грубые ошибки неопытных пилотов. В середине ноября 1941 года по всей стране была поставлена задача в течение недели пе- 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTE4NDIw