Черногорску - 85 лет. Даты. События. Лица

ЧЕРНОГОРСКУ - 85 редать Главному управлению ВВС самолеты У-2 с экипажами. С каждой летной машиной сдать комплект лыж. Все самолеты должны быть подготовлены к зимней эксплуатации. Кадры рекомендовалось отобрать из числа лучших по квалификации и преданных людей. Все летные полки, сформированные из аэроклубовцев, а их было около сотни, ушли на фронт. Так как самолеты были учебные, на них отсутствовало вооружение. Поэтому завод Новосибирской области изготовил бомбодержатели, сбрасыватели и установки для пулеметов в задней кабине. В результате У-2 хорошо показал себя на фронте. Он мог летать в непогоду, когда нельзя было использовать скоростную авиацию, могли взлетать с опушки, с замерзшего озера. Сливаясь с местностью, выполнял каждодневный, порою кажущийся неприметным, но так необходимый для Победы, труд. Не стали исключением и черногорские аэроклубовцы. По данным исследователя истории авиации Красноярского края, подполковника авиации Вячеслава Филиппова, на территории Черногорска был сформирован 679-й полк. Его формирование началось 23 ноября 1941 года. Командиром полка был назначен опытный пилот Александр Яблочников. Лётный состав боевого опыта не имел, но бывшие инструкторы аэроклуба провели в небе от 700 до 2300 часов. В срочном порядке они прошли обучение стрельбе и бомбометанию (оставшиеся курсанты доучивались в аэроклубе до расформирования его в 1942 году, несмотря на имеющуюся лётную подготовку, они были призваны в наземные войска и ВА- ШАМ, где готовили авиамехаников). Инструкторов и курсантов черногорского аэроклуба вместе с самолетами погрузили на железнодорожные платформы. 1 января 1941 года 679-й авиационный полк прибыл в Егорьевск. В течение суток самолеты оборудовали стрелковым и бомбардировочным вооружением, а также подвесными грузовыми кабинами для перевозки личного состава и грузов. Летчики, подготовленные в нашем городе, обеспечивали связь между военными штабами, перебрасывали почту и грузы. Как следует из архивных данных, полученных Вячеславом Филипповым, в марте нача- 32 лись вылеты на бомбардировку вражеских объектов. После очередного полета на аэродром не вернулся один из экипажей. Поиски результатов не дали. Летчиков посчитали погибшими. Но спустя неделю они, измученные и истощенные, вернулись в часть. Выяснилось, что их самолет был сбит зенитной артиллерией противника, но экипаж остался жив. Командир Кузнецов получил серьезное ранение и сам передвигаться не мог. Штурман Таратайко, несмотря на то, что тоже получил ранение, помог командиру перейти линию фронта. Прежде чем выйти к нашим частям, летчики прошли более 90 километров в тылу врага. 679-й авиационный полк достойно сражался всю войну на Карельском фронте. За годы войны его летчики уничтожили два моста, 29 вражеских складов ГСМ и боеприпасов, подавили 22 артиллерийские батареи, 56 отдельных огневых точек зенитной артиллерии, вывели из строя 36 участков железнодорожного полотна, шесть железнодорожных эшелонов, 105 автомашин с личным составом и грузами. Также было уничтожено до четырех батальонов пехоты на переднем крае. Благодаря прямому попаданию бомб разрушено 125 штабов, строений и складов, 71 стоянка вражеских самолетов на аэродромах. Пилоты полка были награждены правительственными наградами. Трое выпускников Черногорского аэроклуба стали героями Советского Союза. Это Петр Рубанов, который сначала был его курсантом, а потом инструктором. Совсем недавно стало известно имя ещё одного героя, который «первые шаги в небо» делал в нашем городе, - это Евгений Середкин, в 1940-м он после нашего аэроклуба поступил в Омское летное училище. Уже в мирное время столь высокое звание получил подполковник, командир экипажа самолета-носителя Ту-95, участвовавшего в испытании термоядерного оружия на Новой земле, Андрей Дурновцев, который также первые азы лётного искусства получил именно в Черногорском аэроклубе. Матвей Барахтаев в 1938 году после смерти отца приехал в Черногорск к сестре Анне, которая работала воспитателем в детском саду. Устроился электриком на шахту № 8, посещал аэроклуб. В39-м был призван в ряды Красной Армии, в июле 41-го окончил Ульяновскую военную авиационную школу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTE4NDIw