ЧЕРНОГОРСКУ - 85 :£*£ БИРМСКАЯ ШКОЛА ВОЕННЫХ ПИЛОТОВ В середине июня 1941 года на улицах Чер- ногорска вновь появились военные летчики. Это были инструкторы и курсанты Бирм- ской военной авиационной школы пилотов. БВАШП была сформирована 1 мая 1940 года майором Пушкаревым на ст. «Бирма» Дальневосточной ЖД. В Бирме она оставалась до 12 августа 1941 года и к этому времени произвела два выпуска лётчиков-истребителей на И-16. 12 августа 1941 года школа прекратила полёты и приступила к перебазированию в Ле- нинск-Кузнецк, куда прибыла 22 августа 1941 года. К полётам приступили 24 сентября 1941- го. 5 мая 1942 года начальником школы назначен майор Федор Максимов. По причине большой аварийности вследствие неприспособленности аэродромов школу решено было с 7 по 14 июня перебазировать теперь уже в Черногорск. В своей работе Вячеслав Филиппов пишет: «К полётам приступили с 20 июня 1942 года, одновременно начав строительство школы. В Черногорске БВАШП получила прекрасные аэродромы («Ташеба» в 7 км от ж\д станции «Ташеба» и «Калинино» на территории колхоза им. Калинина), дающие возможность взлёта и посадки любого типа самолёта в дождь. Почва песчано-каменистая с травяным покровом, не размокает. Много ровных площадок вокруг Черногорска, пригодных для строительства аэродромов. Количество лётных дней в году - 230 - 250. С 1942 года школа укомплектовывалась за счёт расформированных школ и аэроклубов СибВО. При школе был сформирован запасной батальон курсантов в составе двух рот, где курсанты проходили курс внеполётной теоретической подготовки, несли караульную службу и выполняли хозяйственные работы. ВЧерногорске под учебно-лётный отдел было отведено здание школы, кабинетов было недостаточно, заниматься часто приходилось под открытым небом, под самолетами, в землянках. Запасной батальон курсантов разместили в Доме пионеров, 1-ю эскадрилью - в ДК «Луначарский». Была поставлена задача к зиме 42-го построить землянки для запасного батальона, для санчасти и лазарета, овощехранилище, гараж, столовую и т. д. Для семей офицерского состава горкоммунхозом было выделено 10 квартир, 15 квартир - Хакасуглём. Много семей жили в Доме Красной Армии и только к осени 43-го расселились в Черногорске, Абакане, колхозе им. Калинина. 23 сентября 1942 года в Черногорск прибыла для расформирования 6-я Воронежская ВАШП первоначального обучения. Часть личного состава влилась в штат школы, часть откомандирована в распоряжение ОК ВВС СибВО, а из оставшегося постоянного состава и матчасти сформирован безномерной полк ночных бомбардировщиков У-2, убывший в Алатырь, где был обращён на пополнение однотипных полков фронта. В начале ноября 1942 года начальник школы майор Максимов назначен командиром маршевого истребительного авиаполка и убыл на фронт. Начальником школы назначен комбриг Иван Богослов. Срок обучения - 6 - 9 месяцев, налёт на одного курсанта - 35 - 55 часов. Готовили пилотов на И-16, Як-7, Як-9. Подготовка пилотов велась на самолётах УТ-2, УТИ-4, И-16, Як-7. В ВАШП направлялись окончившие аэроклубы в Красноярске, Канске, Абакане, Иркутске, Тулуне, Томске, Усть-Орде, Барабинске, Ле- нинск-Кузнецке, Новосибирске, с действующих и запасных частей механики, имеющие аэроклубовскую подготовку, выпускники учебных эскадрилий ГВФ. В 1942 году личный состав школы оказал громадную помощь народному хозяйству на работах в совхозах Хакасской АО, выработав на уборке урожая и постройке сахарного завода 11 064 человеко-дня. В марте 1943 года штаб и УЛО были переведены в здание средней школы № 7, освобождённое госпиталем. Кроме штаба и УЛО, в школе разместили лазарет, телефонную и радиостанцию, столовую офицерского состава. В апреле 1943 года школа перешла с двухэскадрильного штата на четырёхэскадрильный и приняла в свой состав две эскадрильи из Сталинградской ВАШП в июне 1943-го. Три эскадрильи располагались на полевых аэродромах на удалении 4, 18, 24 км от Черногорска. Вшколе эксплуатировали У-2, УТ-2, УТИ-4, И-16, Як-7, УТ-1, Р-5, Як-9, Як-6. 26 июня 1943 года полковник Богослов был 33
RkJQdWJsaXNoZXIy MTE4NDIw