ЧЕРНОГОРСКУ- 85 ■5 ЯЗ£; километрах юго-западнее Черногорска при стрельбе по наземным целям курсант Степан Надольский потерял ориентировку, командир звена Иосиф Соколов поздно вмешался в управление, в результате самолет врезался в землю. Низкая высота не позволила вывести машину из крутого пике. Виюне 43-го было зафиксировано еще одно крушение. Курсант Григорий Солодовников, выполняя первый самостоятельный полет, вошел в пике и, не выходя из него, врезался в землю. Самолет взорвался и сгорел. Останки пилота были захоронены на месте катастрофы. Спустя несколько дней в девяти километрах севернее Черногорска, опять же в первом самостоятельном полете, сорвался в штопор самолет, управляемый слушателем БВАШП Алексеем Грушиным. Всередине августа этого же года произошло столкновение двух самолетов в воздухе, которые оказались на одной высоте на пересекающемся курсе. Врезультате самолет курсанта Виктора Горбачева получил удар по хвостовой части, перешел в пикирование и врезался в землю. Летчик погиб и был захоронен на месте катастрофы. Спустя месяц - еще одно столкновение в воздухе. При перестроении один из самолетов оказался под машиной ведущего командира звена, его пилот резко начал набирать высоту и ударил снизу мотор самолета ведущего. При столкновении курсант Василий Жигунов был выброшен из машины и погиб. Второй пилот спасся на парашюте. В октябре 43-го в четырех километрах северо-западнее разъезда «Ташеба», в районе Уйбатского канала, погиб слушатель группы переучивания Николай Черных. Его самолет вошел в плоский штопор и, выйдя из спирали в положении парашютирования, ударился о землю. 13декабря этого же года между озером Улуг- Холь и аалом Мохово при выполнении маршрутного полета в районе совхоза «Овцевод» летчик-инструктор Николай Попов и курсант Василий Романов вошли в полосу снегопада, потеряли ориентировку в пространстве и с работающим мотором врезались в землю. Самолет с экипажем взорвался и сгорел. А спустя еще три дня погиб курсант Петр Кучеренко. Вблизи совхоза «Долой засуху» его 35 самолет потерял скорость при выполнении фигур высшего пилотажа, перешел в штопор и с отвесного пикирования врезался в землю. Летчик успел покинуть машину, но зацепился ранцем парашюта и непроизвольно открыл его. От сильного удара получил переломы рук и грудной клетки. После приземления сломал ноги и через час умер. Следующая трагедия случилась спустя полгода, в июле 44-го. Курсант Леонид Кочев после пикирования ввел самолет в спираль, сорвал его в штопор, на выводе из которого, не имея достаточной высоты, ударился о скат Подкунинского хребта. В середине августа этого же года два экипажа во время учебного воздушного боя так увлеклись прцессом, что перестали следить за высотой. Из-за ее недостатка оба самолета упали на землю в 50 метрах друг от друга. Погибли летчик-инструктор Виктор Горылев, командир отряда Георгий Валуев, курсанты Николай Крюков и Семен Саушкин. Спустя два дня - новое крушение. На этот раз курсант Борис Махов при выполнении фигур высшего пилотажа завис в верхней точке, перешел в штопор и врезался в землю. Согласно архивным данным, он захоронен на месте гибели. Ровно через неделю произошел несчастный случай при посадке на аэродром № 1 Черногорска. Курсант Аркадий Колосов зацепил колесом корову, находившуюся на посадочной полосе. Самолет перевернулся. Пилот умер от тяжелой травмы головы при ударе о землю. Инструктор, находившийся в кабине машины, остался жив. В сентябре 1944-го - очередная человеческая жертва. Вблизи Девятого поселка курсант Алексей Метлашевский после выполнения пилотажа в зоне развернулся и пошел на снижение в сторону Черногорска. На высоте 300 метров его самолет вспыхнул и, объятый пламенем, упал. Причиной возникшего в воздухе пожара стала трещина в трубке топливопровода. Спустя месяц еще одна трагедия произошла прямо на аэродроме № 1. На высоте 100 - 200 метров в режиме набора высоты отказал мотор самолета, пилотируемого инструктором Владимиром Шавыриным и курсантом Закирьяном Файзулиным. Чтобы не упасть на город, летчики решили произвести посадку с разворотом на аэродром, но, потеряв скорость, машина сорвалась в штопор и на выхо-
RkJQdWJsaXNoZXIy MTE4NDIw