ЧЕРНОГОРСКУ - 85<МЙГЭ де из него врезалась в землю. Экипаж погиб. 9 марта 1945 года в районе Ташебы самолет, в котором находились летчик-инструктор Николай Юсин и курсант Виктор Рудик, при выходе из пикирования ударился о землю на большой скорости. Причина гибели экипажа - неправильное использование триммеров. Не прошло и двух недель, как погиб еще один курсант Бирмской школы пилотов - Дмитрий Киселев. В воздухе самолет загорелся, пилот потерял управление, ударился о землю крылом и мотором при небольшой скорости. Самолет сгорел. Последняя катастрофа случилась 23 декабря 1945 года. В ней погиб курсант Василий Лузин. Обстоятельства этой трагедии пока остались для краеведа Вячеслава Филиппова неизвестны, так как война к этому моменту уже закончилась и сведения следует искать в другом архиве. Но это дело времени, говорит он... С 2016 года сводным поисковым отрядом «Трасса» начата установка памятных знаков на местах гибели инструкторов и курсантов Бирмской авиационной школы. ГЕРОИ - ЗЕМЛЯКИ В результате опроса жителей города сквер, в котором находится памятник летчикам и инструкторам Бирмской школы военных пилотов, получил название «Крылья Победы». В 2019 году здесь состоялась торжественная церемония открытия памятника дважды Герою Советского Союза, генерал-майору авиации Кириллу Евстигнееву. Создание и установка монумента стали возможными благодаря совместному проекту партии «Единая Россия» и Российского военно-исторического общества в рамках национального проекта «Культура». Спустя год здесь в рамках этого же проекта появились еще восемь бюстов героям-черно- горцам. Их именами названы улицы города Василий Тихонов (1909 - 1970) Летчик, генерал-лейтенант авиации. Василий Гаврилович Тихонов родился в 1909 году в поселке медного рудника Улень (позднее Ширинского района Хакасской автономной области Красноярского края). Умер в 1976 году в Москве. По окончании 7-ми классов Василий Тихонов работал откатчиком на шахте № 3 Черногорских копей. В ноябре 1930 года добровольно вступил в ряды РККА и был направлен в 41-й авиапарк ВВС Забайкальского военного округа. Через месяц службы был зачислен в 18-ю школу младших авиационных специалистов в г. Спасске. Через полгода службы способный авиамоторист был направлен на учебу в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков. После ее окончания в 1932 году продолжил обучение летному делу в 14-й Энгельсской военной авиационной школе летчиков. В 1933 году начал службу в 50-й тяжелой бомбардировочной авиаэскадрилье. Войну встретил в должности командира эскадрильи 22-го дальнебомбардировочного авиаполка. Вавгусте 1941 года капитан Тихонов во главе своей эскадрильи в составе группы майора Щелкунова совершил три налета на Берлин. За успешное выполнение боевых заданий по бомбардировке промышленных объектов Германии указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание «Герой Советского Союза». Уже в сентябре 1941 года майор Тихонов был назначен командиром 579-го отдельного дальнебомбардировочного авиаполка. С 6 декабря 1941 года - командиром 751-го ДБАП, с которым он прошел первые, самые тяжелые военные годы. Полк дальних бомбардировщиков Ил-4 под его командованием за год войны произвел 2125 успешных боевых вылетов, в основном по бомбардировке военно-промышленных объектов и аэродромов в глубоком тылу противника. За отличное руководство полком 24 января 1943 года подполковник Тихонов был награжден орденом Красного Знамени. С 3 июня 1943 года полковник Тихонов принял командование 8-й Гвардейской авиадивизией дальнего действия (с октября 1944 года 18-я Гвардейская бомбардировочная авиадивизия). Дивизия обеспечивала поддержкой с воздуха важнейшие наступательные операции Красной Армии - Орловскую, Белгородскую, Полтавскую, Брянскую, Смоленскую. На Ленинградском фронте меткими бомбовыми ударами экипажи дивизии уничтожили крупную артиллерийскую группировку врага. 37
RkJQdWJsaXNoZXIy MTE4NDIw