ЧЕРНОГОРСКУ - ИЗ ОДНОГО МЕТАЛЛА ЛЬЮТ МЕДАЛЬ ЗА БОЙ, МЕДАЛЬ ЗА ТРУД Советский народ во время Великой Отечественной войны проявлял героизм не только на полях сражений, но и в глубоком тылу. Все четыре долгих года далёкий от фронта Черногорск вместе со страной приближал долгожданную Победу. Уголь, добытый на черногорских шахтах, давал тепло и энергию военным заводам, горел в топках паровозов, ведущих эшелоны на фронт. О работе черногорской угольной промышленности в годы Великой Отечественной войны рассказала краевед Елена Кривоносова: «Нападение Германии на СССР и временная оккупация значительной части европейской территории страны, в том числе Донецкого и Подмосковного угольных бассейнов, привели к потере более 60% действующих мощностей по добыче угля. С приближением фронта в течение июля - августа 1941 года была проведена эвакуация промышленных предприятий. Шахты отправляли в Кузбасс, в Караганду врубовые и подъемные машины, электровозы. В Красноярский край было переведено более 30 предприятий. В Хакасию, которая входила в состав края, также поступило ценное демонтированное оборудование эвакуированных предприятий. Пуск в эксплуатацию предприятий промышленности требовал большого количества электрической энергии, производство которой зависело от поставок угля. Вэтих условиях перед предприятиями угольной промышленности Урала и Сибири была поставлена задача восполнить угледобычу в максимально короткие сроки, поскольку угля, добытого в Кузбассе, едва хватало для работы местных сталелитейных заводов, больших электростанций и малых котельных. Благоприятными факторами развития угледобычи в Черногорске в годы войны явились свободные энергетические мощности, наличие водопровода, удобная строительная площадка, ровный рельеф местности, обширные запасы строительных материалов: глины, камня-плитняка, соломы, леса. Кроме того, наклонное залегание пластов, их близкое расположение к поверхности способствовали организации подземной добычи угля в короткие сроки при минимальных финансовых затратах. Проблема вывоза угля разрешалась наличием железнодорожной станции «Черногорские копи», которая обеспечивала выход к Транссибирской магистрали. Уголь отличался высоким качеством, большой теплоотдачей и низкой зольностью, поэтому его можно было использовать в качестве топлива на паровозах и на тепловых станциях. В сентябре 1941 года бюро Красноярского крайкома ВКП(б) одобрило мероприятия треста «Хакасуголь» по строительству новых шахт №№ 12, 14, 15, 16. В докладной записке Красноярского крайкома ВКП(б) от 8 декабря 1942 года «О развитии угольной промышленности в крае» было сказано, что в связи с эвакуацией ряда крупнейших предприятий потребность в угле резко возрастет и к 1943 году составит не менее 3 млн тонн. В документе подчеркивалось, что «дальнейшее развитие добычи каменного угля в Минусинском бассейне диктуется также возможностью окончания строительства железнодорожной ветки «Абакан - Кузнецк», выхода черногорских углей кратчайшим путем в Кузнецк и другие важнейшие центры промышленности Западной Сибири». Однако, вопреки планам, в 1942 году произошло резкое падение добычи угля по всей стране. В Восточной Сибири этот показатель снизился с 9100 тыс. тонн до 6561 тыс. тонн угля. Причинами было исчерпание довоенных запасов, недостаток средств для закладки и исследования новых, перевод заводов угольного машиностроения на военное производство, мобилизация на фронт кадров опытных шахтеров. «Топливный голод» охватил практически все регионы СССР. В Красноярском крае в довоенный период уголь добывался на предприятиях системы треста «Хакасуголь», куда входили действующие шахты №№ 3, 7, 8, 13 Черногорского рудника, шахты Канского рудоуправления, а также несколько местных шахт и шахты Норильского рудника. В 1942 году добыча угля на шахтах Черногорского рудника, на долю которого приходилось 4/5 добычи угля Красноярского края, снизилась на 23%. С учетом этих факторов плановые показатели по добы- 43
RkJQdWJsaXNoZXIy MTE4NDIw