Черногорску - 85 лет. Даты. События. Лица

ЧЕРНОГОРСКУ- 85 ■ares В том же 2004 году берет начало многолетняя практика заключения соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между правительством республики и Сибирской угольной энергетической компанией. В рамках таких соглашений в последующие годы СУЭК безвозмездно направила в регион для решения наиболее актуальных социальных вопросов сотни миллионов рублей. В2004 - 2005 годы СУЭК профинансировала ряд инвестиционных проектов по развитию производства на разрезе «Черногорский» и на обогатительной фабрике. Новая техника пришла и на другие предприятия компании в регионе. Почти две трети объема угледобычи Хакасии в этот период приходились на предприятия СУЭК в Хакасии. Итогом 2005 года стал отраслевой рекорд - впервые в истории утлепром республики преодолел планку в 10 млн тонн годовой угледобычи. Почетное право отгрузить 10-миллионную тонну было предоставлено горнякам разреза «Черногорский» - машинисту экскаватора Сергею Гришину и водителю карьерного автосамосвала «Белаз» Петру Потеряеву. На торжественном мероприятии присутствовали руководители Правительства РХ, Верховного Совета РХ и всех угледобывающих предприятий республики. Знаменательным для черногорских горняков СУЭК стал 2007 год. В феврале 2007 года коллектив «Хакасра- зрезугля» - старейшего угледобывающего предприятия СУЭК в Хакасии - отметил 50-летие шахты. Ветераны и многие жители Черногорска до сих пор именуют это предприятие по его прежним названиям - шахта № 17, «Хакасская». Изначально предполагалось, что история шахты не будет столь продолжительной. К середине 1960-х предусмотренная проектом отработка «Малого» и «Нового» пластов была завершена; шахту ожидало закрытие. Коллектив тогда отстоял свое предприятие, добился начала разработки пласта «Великан II». За прошедшие годы шахтеры отгрузили потребителям свыше 30 млн тонн угля. 17 мая 2007 года навсегда останется одной из важных дат в истории разреза «Черногорский». В этот день машинист экскаватора «ЭКГ-8И» Владимир Красов отгрузил 100-миллионную тонну угля с начала работы 64 разреза. Для того, чтобы стать свидетелями этого события, в карьер прибыли десятки работников предприятия, управляющий Черногорским филиалом СУЭК, представитель администрации Черногорска, журналисты. Как и следовало ожидать, отгрузка юбилейной тонны прошла «без сучка и задоринки», а потом на рабочем митинге звучали слова о прошлом, настоящем и будущем могучего предприятия, разменявшего вторую сотню миллионов тонн угля. Генеральный директор Черногорской угольной компании Геннадий Шаповаленко о достижении коллектива сказал кратко: «Это наш подарок к 100-летию Черногорских копей». Действительно, сотни в юбилейной дате и в рекорде разреза символично перекликаются, и это хороший повод вспомнить, как начиналась угольная история республики. В 1906 году ученая и предприниматель Вера Баландина заинтересовалась угледобычей на Черногорском месторождении угля в Хакасии и привлекла средства к закладке первых шахт. А спустя полвека началось строительство первого угольного разреза Хакасии - «Черногорского». Рубежным здесь можно считать 1956 год, когда началась добыча угля на участке открытых горных работ черногорской шахты № 16. 28 июля в 16 часов машинист экскаватора Николай Сарайкин загрузил в кузов автосамосвала первый ковш угля. В 1959 году участок стал самостоятельным предприятием, разрез «Черногорский» был принят в эксплуатацию. С течением времени стали очевидными преимущества открытой разработки угольных месторождений Хакасии. На долю «от- крытчиков» на сегодня приходится 100% добываемого в республике угля. Первый в Хакасии разрез - «Черногорский» - разделил с отраслью и лучшие, и нелегкие времена; в 90-е годы предприятие прошло через банкротство, но коллектив не утратил лидерского духа. Благодарили горняков в этот день руководители предприятия и управляющий Черногорским филиалом СУЭК Алексей Килин. Почетными грамотами и денежными премиями были отмечены лучшие работники, и в числе первых - старший машинист экскаватора Владимир Красов, которому было предоставлено почетное право добычи юбилейной тонны угля, и водитель новенького 130-тонного «Бе- лаза» Сергей Тимофеев, который доставил

RkJQdWJsaXNoZXIy MTE4NDIw