Памятники древнехакасской (енисейской) письменности
Истоки хакасской литературы уходят в глубокую древность. Письменными свидетельствами зарождения историко-героического эпоса хакасского народа являются орхоно-енисейские памятники.
По мнению ученых древнехакасская (енисейская) письменность возникла в VII в., параллельно енисейской существовала так называемая орхонская письменность древних тюрков Центральной Азии.
В XIII в. после нашествия Чингисхана, монгольского завоевания, древняя письменность была утрачена.
Памятники древнехакасской (енисейской) письменности были обнаружены на берегу Енисея в 1721 г. доктором медицины, натуралистом, путешественником, исследователем народов Сибири Д.Г. Мессершмидтом. В 1893 г. датский ученый В. Томсен нашел ключ к прочтению рунических текстов.
До нас дошло более 150 памятников енисейского буквенного письма, сделанных на каменных плитах, скалах, предметах быта. Памятники содержат различные по жанрам тексты – это эпитафии, межевые, культовые, исторические надписи. Особенно богато представлены надписи, высеченные на стелах в честь военачальников. В них восхваляются доблесть умерших, их военные походы и подвиги, перечисляется все, чем он владел при жизни. Это малая и большая надпись в честь Кюль – Тегина, надписи в честь Тоньюкука, Бильге - кагана и др., научные переводы и стихотворные реконструкции выполняли В.В. Радлов, С.Е. Малов, И.В. Стеблева, А.В. Преловский и др.
Тексты эпитафий выражены как интонационными средствами, так и с помощью приемов поэтической изобразительности. Разнообразие средств поэтической изобразительности: эпитеты, метафоры, аллегории, сравнения и другие, как и в орхонских, так и в енисейских текстах, показывает законченность их художественного стиля, влияние длительной фольклорной и литературной традиции.
|