

Определенная трудность состояла в том, что
хищение в основном обнаруживалось не сразу,
а спустя какое-то время. Тем не менее, мы искали
злоумышленников, собирали информацию, опра
шивали свидетелей. При этом, следователь всегда,
в любой момент должен быстро собраться, быть гото
вым ехать к месту преступления, невзирая на пого
ду и время суток. И ещё добавлю очень важную,
а скорее самую главную деталь в нашей работе -
следователь не имеет права совершать ошибок, пото
му что берет на себя очень большую ответственность
за судьбы людей, иначе накажут невинного челове
ка, а преступник останется на свободе. Все годы я
не забывала о данной истине.
Кража ковров и алюминия
Помню крупное дело о хищении ковров. Тогда
ведь они представляли большую ценность, счита
лись предметом роскоши. Уже на месте совершения
хищения, на станции Тагул, что находится неподале
ку от станции Тайшет, мы с сотрудниками уголовно
го розыска начали распутывать клубок криминаль
ных событий. Вскоре выяснилось, что организатор
преступления - женщина, начальник станции. Она
знала содержимое вагонов, о чём рассказала дежурно
му по станции. Таку них созрел план хищения, и они
быстро его реализовали. Краденые ковры злоумыш
ленники сбывали на вещевых рынках, поэтому мы
просматривали все прилавки. Так мною лично было
обнаружено два ковра».
Рассказала Марина Ивановна и об «алюмини
евом» деле. Причем, подобных в Хакасии до этого
случая не было. В начале 90-х, в период полной
неразберихи и экономического спада, когда алюми
ний стал невостребованным на отечественном
рынке, его начали сбывать за рубеж бесконтрольно
и большими партиями. В 1993 году на стол Марины
Ивановны легло дело об исчезновении десяти ваго
нов алюминия, их загрузили и отправили с Саяно
горского алюминиевого завода, затем они пропали
на широких просторах нашей необъятной Родины.
После долгой и кропотливой работы выяснилось, что
махинацию с вагонами провернули некие граждане
Хохолкова и Каблуков. Для того чтобы осуществить
свой дерзкий план, они нашли в Абакане приё-
мосдатчицу, которая согласилась на участие в этом
преступлении. Благодаря подложным документам
вагоны с алюминием разошлись по всей территории
России, а до пункта назначения не дошли, вскоре их
обнаружили, но исчезла главная участница махина
ции Хохолкова, а вот приемосдатчицу и Каблукова
задержали.
так как у них и объемы меньше, и автомобилем груз
быстрее доставляется. В те годы перевозки грузов
осуществлялись большей частью по железной дороге,
ЧерваневаМ.И. 1980 г.
а так как железнодорожники не справлялись с таким
количеством подвижного состава,то очень часто груз
скапливался на станциях или полустанках. Такие
составы мы называли «брошенными», а если они
брошенные, то становились лёгкой добычей расхи
тителей социалистической собственности, поэтому
хищение грузов на железной дороге было большой
проблемой. Представьте, подвижной состав стоит
в тайге, охраны практически никакой. Преступники
добирались до места стоянки вагонов, срывали плом
бы, перекусывали скрутки и перегружали содержи
мое вагона, цистерны, платформы в подогнанный
для этого автотранспорт, а потом ищи ветра в поле, и,
знаете, находили! При этом раскрываемость подоб
ных дел была достаточно высока.
ЧерваневаМ.И. 2019 г.