Военный вклад

Раздел содержит информационные справки о различных воинских соединениях, сформированных на территории Хакасской автономной области Красноярского края.

Каждая справка подтверждена верифицированным источником литературы. Проиллюстрирована фотографиями, документами, газетными статьями. Включает наименование, дату и место формирования, боевой путь, награды и заслуги дивизии, полков, бригад, школ.

Всего по подсчетам специалистов из Хакасской автономной области за годы войны было мобилизовано и призвано в РККА около 70 тыс. чел. Погибло в боях, умерло от ран, в плену, пропали без вести – свыше 30 тыс. чел.(43 %). Вернулось инвалидами войны разных групп инвалидности – 5 752 чел.


Воинские формирования

309-я Пирятинская дивизия

309-я стрелковая Пирятинская Краснознамённая ордена Кутузова дивизия имеет богатую и героическую историю, которая оставила значительный след в ходе Великой Отечественной войны.

Приказом № 0093 Командующего Сибирским военным округом от 3 декабря 1941 года на территории Хакасской автономной области началось формирование 449-й стрелковой дивизии. Ее части комплектовались из жителей Хакасии, Тувы, Красноярского и Алтайского краев, Омской, Новосибирской и Иркутской областей.

Из личного состава дивизии 249 человек начальствующего состава и 956 человек рядового состава были участниками войны, 15 человек с высшим военным образованием, 543 со средним военным образованием, 338 окончившие краткосрочные курсы, 156 человек не имели военного образования.

Рядовой и сержантский состав укомплектовывался из колхозников и рабочих золотой и каменноугольной промышленности 1898-1923 годов рождения.

К 1 марта 1942 г. дивизия была полностью сформирована. 13 апреля 1942 г. 449-я стрелковая дивизия была переименована в 309-ю стрелковую дивизию.

Первым командиром дивизии был назначен полковник Афанасьев А.Н., который имел большой опыт командной и штабной работы. Первым комиссаром стал старший батальонный комиссар Лукашеня А.Г.

► Командование дивизии

► В состав дивизии входили:

В дивизии числилось 12 512 человек личного состава, в том числе по призыву из Хакасии служило 2250 человек, из них 200 девушек-медсестёр.

30 апреля 1942 года командир дивизии, полковник Александр Николаевич Афанасьев на Первомайской площади Абакана отрапортовал секретарю Хакасского обкома партии и председателю облисполкома о готовности к защите Родины. В этот день дивизии было вручено Красное знамя, и первый батальон 955-го полка отправился на фронт. Остальные 12 эшелонов дивизии отправились в последующие дни.

Проследовав до Пензы, дивизия перешла в подчинение 3-й резервной армии. Здесь части вооружились. 20 июня 1942 г. дивизия была передана 6-й армии Воронежского фронта.

Боевое крещение дивизия получила в Воронежско-Ворошиловградской оборонительной операции. В ходе ее осуществления 309-я стрелковая дивизия прочно закрепилась на восточном берегу Дона, разбила 227-й мотополк гитлеровцев, два словацких легиона, нанесла большие потери 545-му и 546-му немецким пехотным полкам.

Дивизия прошла по дорогам войны 3220 км., из них 2020 км с боями. Участвовала в осуществлении крупнейших военных операций в составе Воронежского и Первого Украинского фронтов. Ею уничтожено свыше 56 тыс. вражеских солдат и офицеров, 204 танка, 10 самоходных пушек, 24 бронетранспортера, более 200 орудий и много другой военной техники. В плен взято 25 379 солдат и офицеров противника.

От фашистских захватчиков освобожден 1491 населенный пункт, в том числе 22 города. Дивизия принимала участие в освобождении Воронежской, Белгородской, Курской, Харьковской, Сумской, Полтавской, Киевской областей, а также ряда воеводств Польши. Ожесточенные бои дивизия вела на стратегически важных территориях Германии.

День Победы воины 309-й стрелковой дивизии встречали в районе города Шмольц.

С января 1943 по май 1945 года в дивизии издавалась своя красноармейская газета «Во славу Родины». Вместе с дивизией газета прошла боевой путь от Дона до Германии.

309-я стрелковая дивизия удостоилась почетного наименования «Пирятинской» (1943), орденов Красного Знамени и Кутузова II степени (1945), а ее артиллерийский полк – ордена Красного Знамени.

Воины дивизии проявили исключительное мужество и героизм в сражениях. 54 человека удостоены звания Героя Советского Союза, 4 человека являются полными кавалерами ордена Славы. В общей сложности личный состав дивизии награжден 5367 орденами и 8165 медалями.

В июне 1945 года 309-я стрелковая дивизия была расформирована. Большинство ее воинов вернулось к мирному труду. Другие продолжали службу в рядах Советских Вооруженных Сил.

28 августа 2018 года Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова получил на вечное хранение от Министерства обороны РФ копии боевых знамен 955-го, 957-го и 959-го стрелковых полков 309-й Пирятинской краснознаменной ордена Кутузова II степени дивизии.



Источники:
  1. Боевой путь 309-й Краснознаменной Пирятинской ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии : к 70-летию формирования : материалы региональной научно-практической конференции 28 октября 2011 г. / Совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Республики Хакасия [и др. ; отв. ред. В. Н. Тугужекова]. – Абакан : Бригантина, 2011. – 79 с. – URL: https://nbdrx.ru/pdf/bx0000545.pdf (дата обращения: 01.04.2025). – Текст : электронный.
  2. Историческая справка о 309-й Краснознаменной ордена Кутузова 2-й степени Пирятинской стрелковой дивизии // Книга Памяти погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов : в 3 томах / Российская Федерация, Республика Хакасия ; [редколлегия: Г. А. Трошкина (председатель) и др.]. – Абакан, 1995. – Т. 3 : Книга Памяти погибших и пропавших без вести в Великой Отечественной войне, войне с Финляндией и в период ведения других боевых действий с участием граждан Российской Федерации. – С. 235-236.
  3. [309-я стрелковая Пирятинская Краснознамённая ордена Кутузова дивизия] // Красноярский край – фронту / С. С. Аксельрод, Б. Е. Андюсев, Н. В. Барсуков. – Красноярск, 2020. – С. 222-243.
  4. Пирятинская дивизия: по страницам фронтовой газеты «Во славу Родины» / подготовлено сектором оцифровки. – Текст : электронный // Национальная библиотека имени Н. Г. Доможакова : официальный сайт. – URL: https://nbdrx.ru/arh1455.aspx. – Дата публикации: 7.05.2020.
  5. Тугужекова, В. Н. Участие воинов Хакасии в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны / В. Н. Тугужекова // Великая Отечественная война в истории Енисейской Сибири : монография : в 5 т. Т. 3 : 1943 год / Б. Е. Андюсев, Н. Я. Артамонова, Н. В. Барсукова и др. – Красноярск, 2023. – С. 52-56.
  6. Ултургашев, С. П. Пирятинская Краснознаменная / С. П. Ултургашев ; Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и историии. – Абакан : Красноярское книжное издательство. Хакасское отделение, 1966. – 103, [3] с. : ил.
  7. Ултургашев, С. П. Пирятинская Краснознаменская / С. П. Ултургашев. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Красноярск : Красноярское книжное издательство, 1985. – 156, [2] с. : ил., портр.

43-я запасная лыжно-стрелковая бригада

Лыжные батальоны, элита Красной Армии, составляли мобильный резерв в зимней кампании 1941-1942 годов. 43-я запасная лыжно-стрелковая бригада, сформированная 21 августа 1941 года в Красноярском крае, играла ключевую роль в их подготовке.

Карельский фронт

Управление 43-й запасной лыжно-стрелковой бригады располагалось в г. Красноярске. В состав бригады входили 105, 120, 128, 289, 290, 291, 292 запасные лыжные полки (ЗЛП). Три из них в Хакасской автономной области. В г. Абакане располагались 128 и 289-й запасные лыжные полки, в п. Усть-Абакан 291-й. Остальные в городах Красноярск, Ужур, Канск, Минусинск.

В сентябре 1941 г. 43-я запасная стрелковая бригада была переформирована в лыжно-стрелковые запасные бригады с задачей подготовки для фронта сибиряков-лыжников. Она также готовила стрелков, пулеметчиков, артиллеристов, саперов, связистов, снайперов, пулеметчиков, истребителей танков и воинов иных специальностей.

С 1 октября 1941 г. лыжники приступили к занятиям. Ежедневно шла напряженная боевая подготовка, проводились практические занятия, стрельбы, лыжные переходы по 30–35 километров. Все было приближено к реальным условиям фронтовой жизни.

Несмотря на трудности, связанные с организацией подготовки лыжников,

в частности, острую нехватку лыжного снаряжения (к 3 ноября 1941 года в наличии имелось лишь 485 пар), 43-я запасная лыжно-стрелковая бригада с честью выполнила поставленные перед ней задачи.

Сибирский лыжный батальон, декабрь 1941 г.

21 октября 1941 г. в части 43-й запасной лыжно-стрелковой бригады прислали пополнение из Хабаровского края, Новосибирской и Омской области. В течение 2 и 3 ноября прибыл средний и старший командный состав из Киевского военного пехотного училища.

Бригада подготовила большое количество лыжных батальонов из сибиряков и забайкальцев. Многие батальоны без присвоения номеров были передислоцированы в Московский Военный округ в г. Казань и Кировскую область, где получили вооружение, экипировку и после присвоения номеров отправились на фронт.

43-я запасная лыжная бригада среди прочих подготовила 33, 34, 35, 36, 37, 38, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 92, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 119, 120, 191, 192, 270 отдельные лыжные батальоны. Все они принимали участие в различных военных операциях Великой Отечественной войны.

Помимо этого, периодически по заданию штаба округа на базе 43-й запасной лыжной бригады формировали маршевые роты и батальоны и отправляли их на фронт. Уже в конце сентября 1941 г. на фронт было отправлено 7 маршевых рот.

В июне 1944 г. все запасные бригады, готовившие пополнение для фронта, были преобразованы в дивизии. 43-я запасная стрелковая дивизия продолжала свою деятельность до конца 1944 г., а затем была расформирована за отсутствием возможностей пополнения из Красноярского края.


Справочно:

92-й отдельный лыжный батальон Карельского фронта сформирован в составе 43-й запасной лыжной бригады в г. Абакане Сибирского Военного округа. Первый командир батальона лейтенант Битиев, военный комиссар старший политрук Шумилов.

После формирования передислоцирован в Кировскую область, г. Слободской в состав 34-й запасной лыжной бригады.

22 февраля 1942 года батальон прибыл на Карельский фронт на станцию Май-Губа. В этом районе активно действовали финские диверсанты.

25 февраля 1942 года штабом фронта был подписан приказ 0035 о создании 2-й лыжной бригады 32-й армии в составе 92-го, 217-го, 218-го, 219-го отдельных лыжных батальонов.

12 мая 1942 г. 2-я лыжная бригада 32-й армии была официально переформирована во 2-ю стрелковую бригаду. В сентябре 1942 года 1-я и 2-я стрелковые бригады 32-й армии были переформированы в 33-ю отдельную лыжную бригаду, которая продолжала действовать на Карельском фронте до 15 сентября 1944 года.

В июне 1944 года 33-я отдельная лыжная бригада приняла участие в Свирско-Петрозаводской операции. В боях за Ловоярви (самый южный участок Карельского фронта) бригаде была поставлена задача глубоким обходным маневром перерезать дорогу врагу и совместно с частями, наступавшими с фронта, уничтожить противника.

Победа наших войск в Южной Карелии летом 1944 года имела большое военно-политическое значение: от финско-фашистской оккупации были полностью очищены Ленинградская область и Карелия, полностью освобождена Кировская железная дорога. Финляндия вынуждена была разорвать отношения с Германией и выйти из войны.

15 сентября 1944 года 33-я лыжная бригада была расформирована. Личный состав в основном направлен на пополнение 65-й стрелковой дивизии.


Источники:
  1. 43-я запасная лыжная бригада / В. Петров. – Текст : электронный // Лыжные части РККА 1941-1945 гг. – URL: https://l-battalion.blogspot.com/2015/08/43.html (дата обращения: 01.04.2025).
  2. Нинелла, Л.С. Лыжные батальоны Сибири в начале Великой Отечественной войны / / Л.С. Нинелла. – Текст : электронный // Вестник Сибирского университета путей сообщения : Гуманитарные исследования. - 2022. - № 2 (13). – С. 21-30 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lyzhnye-batalony-sibiri-v-nachale-velikoy-otechestvennoy-voyny-po-materialam-i-vospominaniyam-slushateley-novosibirskogo-instituta/viewer (дата обращения: 01.04.2025).
  3. 92-й отдельный лыжный батальон. – Текст : электронный // Боевой путь сибирских частей и соединений. 1941-1945. – URL: https://sibvo1941-1945.ru/92-j-otdelnyj-lyzhnyj-batalon/ (дата обращения: 01.04.2025).
  4. Петров, В. 2 лыжная бригада 32 армии / В. Петров. – Текст : электронный // Лыжные части РККА 1941-1945 гг. – URL: https://l-battalion.blogspot.com/2016/06/2-32.html (дата обращения: 01.04.2025).
  5. Петров, В. 92 отдельный лыжный батальон Карельского фронта. – Текст : электронный / В. Петров // Лыжные части РККА 1941-1945 гг. – URL: https://l-battalion.blogspot.com/2016/06/92.html (дата обращения: 01.04.2025).
  6. Петров, В. 33 лыжная бригада. – Текст : электронный // Лыжные части РККА 1941-1945 гг. – URL: https://l-battalion.blogspot.com/2016/06/33-33-25-1942-15-1944.html (дата обращения: 01.04.2025).

675-й ночной бомбардировочный авиационный полк (НБАП)

15 ноября 1941 года в г. Абакане Хакасской автономной области был сформирован 675-й ночной бомбардировочный авиационный полк с 20 самолетами У-2. В новый полк были зачислены инструкторы (недавние выпускники школ пилотов) и преподаватели прибывшей в Абакан для расформирования 1-й Киевской ВАШППО. На должности стрелков-бомбардиров назначены курсанты ускоренного выпуска Канской ВАШСБ. Командиром полка на момент формирования стал подполковник Мельников Сергей Алексеевич.

Осипов Я. И., старший инженер 675-го НБАП (личный архив В. В. Филиппова)

675-й НБАП в составе действующей армии находился с 28 декабря 1941 по 21 февраля 1942 года.

В конце декабря 1941 г. 675-й НБАП (16 самолетов У-2) прибыл на Северо-Западный фронт на аэродром Крапивня в составе 4-й смешанной авиационной дивизии.

Полк, состоявший из подготовленных в ускоренном порядке авиаторов, оказался небоеспособным. Командование дивизии отмечало, что на 12 января 1942 г. полк к боевым действиям не подготовлен, летный состав не обучен, боевые задания могут выполнять только семь экипажей. Именно эти семь экипажей с 8 января 1942 года по 21 февраля 1942 года участвовали в Ржевско-Вяземской и Сычёвско-Вяземской операциях.

На 31 января 1942 г. командование 4-й смешанной авиационной дивизии докладывало, что из 24 самолетов осталось исправных два, остальные были разбиты и повреждены при межаэродромных перелетах и тренировочных полетах.

Исходя из такого положения, 675-й ночной бомбардировочный авиационный полк был расформирован, личный состав передан на доукомплектование других боевых полков дивизии.


Источники:
  1. [675 ночной бомбардировочный авиационный полк] // Красноярский край – фронту / С. С. Аксельрод, Б. Е. Андюсев, Н. В. Барсуков. – Красноярск, 2020. – С. 166-167.
  2. [675 ночной бомбардировочный авиационный полк] // Трудовой фронт Красноярья. 1941-1945 / В. Филиппов, О. Паранина, Е. Лалетина и др. – Красноярск, 2018. – С. 45.

678-й ночной бомбардировочный авиационный полк

678-й ночной бомбардировочный авиационный полк (НБАП) был сформирован в

Абакане в период с 11 ноября по 18 декабря 1941 г. на базе 1-й Киевской военной авиационной школы пилотов первоначального обучения (ВАШППО), прибывшей в столицу Хакасской Автономной области Красноярского края для расформирования.

19 декабря 1941 года 678-й НБАП был переброшен в Егорьевск (Московская область) и зачислен в резерв главнокомандующего ВВС РККА. Переломный момент наступил в апреле 1942 года. Получив возможность перевозить грузы с помощью подвесных кассет, полк был передан в распоряжение начальника управления технического снабжения ВВС Красной Армии, став 678-м отдельным транспортным авиаполком (ОТАП).

С апреля по июнь 1942 года полк продемонстрировал свою незаменимую роль в тыловом обеспечении, перебросив воздушным армиям 78 876 кг грузов и 69 человек личного состава. 29 июля 1942 года 678-й ОТАП отправился на Сталинградский фронт в составе 8-й Воздушной армии, вписав новую важную главу в свою боевую биографию.

Под командованием капитана Б.И. Фадеева 678-й ОТАП доставлял запчасти, боеприпасы и другие грузы на передовую. Полк перевез 184 235 кг запчастей и 281 человека личного состава.

Полк внес большой вклад в освобождение Донбасса и в прорыв вражеских укреплений на реке Миус. За этот период самолеты 678-го ОТАП совершили

4347 вылетов, пролетев 18 753 часа, доставив на фронт: 564 870 кг запчастей и вещевого имущества, 137 993 кг боеприпасов и вооружения, 1200 кг авиационного горючего, 1720 кг продовольствия, а также 2548 человек личного состава.

В 1943 году 52 воина полка были награждены за мужество и самоотверженность.

В январе 1944 года к 678-му ОТАП присоединился 4-й отряд тяжелых транспортных кораблей 8-й Воздушной армии, усилив его возможности. В последующие месяцы полк принимал активное участие в освобождении Крыма и Севастополя, обеспечивая переброску грузов при прорыве укреплений на Перекопском перешейке и Сиваше.

Лето 1944 года ознаменовалось новым этапом в истории 678-го ОТАП. Перебазировавшись из Крыма в Дубно (Украина), полк под командованием 1-го Украинского фронта принял участие в прорыве немецкой обороны под Бродами и освобождении Львова. После выполнения данной задачи полк был переведен на 4-й Украинский фронт, где в Карпатских горах занимался переброской грузов и перевозкой представителей командования.

В январе 1945 г. полк перебазировался с аэродрома Мукачево в польский Заршин, затем в Холежин (в 12 км западнее Кракова).

День Победы авиаторы 678-го ОТАП встретили в Моравской Остраве (Чехия).

В июне 1946 г. полк был расформирован.

Командный состав 678-го НБАП (личный архив В.В. Филиппова)


Источники:
  1. [678-й ночной бомбардировочный авиационный полк] // Красноярский край – фронту / С. С. Аксельрод, Б. Е. Андюсев, Н. В. Барсуков. – Красноярск, 2020. – С. 166-168, 281.
  2. [678-й ночной бомбардировочный авиационный полк] // Трудовой фронт Красноярья. 1941-1945 / В. Филиппов, О. Паранина, Е. Лалетина и др. – Красноярск, 2018. – С. 45.

679-й ночной бомбардировочный авиационный полк

679-й ночной бомбардировочный авиационный полк (НБАП) был сформирован 23 ноября 1941 года в городе Черногорске Хакасской автономной области в составе 2-х эскадрилий на базе Красноярского и Черногорского аэроклубов. В состав вошли также младшие авиаспециалисты из 1-й Киевской военной авиационной школы пилотов (ВАШППО) и 52-й школы младших авиационных специалистов (ШМАС).

Командиром полка был назначен бывший летчик-инспектор ВВС СибВО майор Александр Иосифович Яблочников, опытный пилот и командир. Летный и технический состав полка составлял 95 человек.

Летный состав боевого опыта не имел, но бывшие сотрудники аэроклубов обладали большим практическим опытом летной работы. До 9 декабря 1941 г. летчики полка в срочном порядке прошли обучение стрельбе и бомбометанию. После этого началась подготовка к перебазированию в г. Егорьевск Московской области.

На вооружении полка имелся 21 самолет У-2 с моторами М-11Г из Красноярского и Черногорского аэроклубов, а также частично оборудование для ночных полетов. Однако самолеты еще не были оснащены стрелковым и бомбардировочным вооружением.

17 декабря 1941 г. эшелон 679-го ночного бомбардировочного авиаполка с разобранными самолетами был отправлен из Черногорска и 1 января 1942 года прибыл на станцию города Егорьевск Московской области. 4 января самолеты были собраны, отрегулированы и подготовлены к полетам. В течение суток машины были оборудованы стрелковым и бомбардировочным вооружением, а также подвесными грузовыми кабинами для перевозки личного состава и грузов.

24 февраля 1942 года был получен приказ о включении авиаполка в состав ВВС Карельского фронта. По прибытии авиаполк разделили на две части: 1-я эскадрилья вела боевую работу с аэродрома Лоухи, 2-я эскадрилья занялась транспортной работой с аэродрома Сосновец. 1-я эскадрилья с 3 марта 1942 года начала вылеты по бомбардировке вражеских объектов на Кестеньгском направлении.

С 10 марта 1942 года полк воевал на Карельском фронте в составе ВВС 14-й Армии, но уже 14 марта 1942 года был перепрофилирован в 679 транспортный авиаполк (ТАП).

В апреле-мае 1942 года действовал в составе ВВС 26-й Армии Карельского фронта.

В мае 1942 года полк перешел в непосредственное подчинение ВВС Карельского фронта. С 13 мая по 2 октября 1942 года весь полк работал с аэродрома Сосновец, занимался транспортными перевозками на Карельском фронте: наступил полярный день, и ночные бомбардировки стали невозможными.

5 августа 1942 г. командующий ВВС Карельского фронта приказал из части личного состава полка сформировать 968-й ночной бомбардировочный авиаполк (НБАП), но просуществовал недолго: до 25 ноября 1942 г. Затем часть личного состава была возвращена в 679-й полк, а другая часть направлена в 828-й штурмовой авиационный полк (ШАП).

Со 2 октября 1942 года 2-я эскадрилья 679-го полка вела боевую работу в интересах ВВС 32-й Армии с аэродрома Сумеречи на Медвежьегорском направлении.

10 ноября 1942 года полк был включён в состав сформированной 7-й Воздушной Армии (ВА). Соединения и части Армии прикрывали войска Карельского фронта. Совместно с ВВС Северного флота ударами по аэродромам противника на кандалакшском и мурманском направлениях армия содействовала проводке судов Великобритании и США в Мурманск и прикрывала с воздуха транспортировку грузов по Кировской железной дороге.

За 1942 г. летчики 679-го полка произвели 305 боевых вылетов, 3187 транспортных самолето-вылетов. Полк перевез 78 400 кг грузов и 2993 человек личного состава с налетом 4370 часов. За 1943 год было произведено 870 ночных боевых вылетов, перевезено 22 700 кг грузов, 940 человек личного состава с налетом 3006 часов.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1943 года 679 авиационный полк получил Красное Знамя части. Командующий 7-й Воздушной Армии вручил его 5 октября 1943 года.

Летом 1944 года 7-я Воздушная Армия, в составе которой числился 679-й полк участвовала в Свирско-Петрозаводской операции. В составе 7-й Армии полк в основном действовал на Кестеньгском направлении Карельского фронта, использовался для транспортировки командного состава, ведения ближней разведки, снабжения как регулярных частей, так и партизан, разведывательных и диверсионных групп. Вплоть до окончания боевых действий на севере в 1944 году частично использовался как бомбардировочный полк.

За 1944 г. полк произвел 718 ночных боевых вылетов на бомбометание по аэродромам, складам и коммуникациям противника, а также вел разведку в интересах наземного и авиационного командования. Кроме того было произведено 6 106 самолето-вылетов для транспортировки воздухом личного состава, офицеров связи и штаба 7-й Воздушной армии, различного имущества, боеприпасов, горюче-смазочных материалов, продуктов питания.

Точность бомбардировок 679-го полка подтверждена следующими цифрами: в штабы, строения и склады прямых попаданий бомб было зафиксировано 125, в окопы, траншеи, дзоты – 140, в стоянки самолетов на аэродромах – 71. Всего полк сбросил на живую силу, технику и объекты врага 7467 тонн бомб.

За мужество и героизм 138 авиаторов 679-го полка были отмечены правительственными наградами.

В январе 1945 года 679-й транспортный авиаполк был переформирован в 679-й штурмовой авиаполк (ШАП), но участия в боевых действиях не принимал. 26 октября 1945 года полк был расформирован.

17 июня 1944 г. из части личного состава 679-го полка был сформирован 828-ой штурмовой авиаполк и перебазирован на Свирское направление (Южная Карелия). 2 июля 1944 г. Приказом ВГК № 0174 за отличное ведение боевых действий при прорыве обороны противника на р. Свирь полку было присвоено почетное наименование «Свирский». В Южной Карелии полк совершил 809 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку противника на Кандалакшском направлении.

С аэродрома Мурмаши (Мурманская область) полк произвел 283 боевых вылета на штурмовку немецких войск при освобождении Петсамо. Последний бой на Крайнем Севере произошел 26 октября 1944 г. В начале января 1945 г. полк был перебазирован на запад и вошел в состав 2-го Белорусского фронта. С 16 января по 10 апреля 1945 г. 828-ой штурмовой авиаполк произвел 1174 боевых вылета, в составе 260-й ШАД при освобождении Западной Польши и Восточной Померании.

4 июня 1945 г. 828-ой штурмовой авиаполк был награжден орденом Суворова III степени. 18 августа 1945 г. командиру эскадрильи, уроженцу Черногорска Петру Акимовичу Рубанову, было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

20 мая 1946 г. 828-й Свирский штурмовой авиационный полк ордена Суворова был расформирован.



Источники:
  1. [679-й ночной бомбардировочный авиационный полк] // Красноярский край – фронту / С. С. Аксельрод, Б. Е. Андюсев, Н. В. Барсуков. – Красноярск, 2020. – С. 168-172, С. 280-282.
  2. [679-й транспортный авиационный полк]. – Текст : электронный // Память народа. 1941-1945 : сайт. – URL: https://pamyat-naroda.ru/warunit/id885/ (дата обращения: 01.04.2025).
  3. [679-й ночной ближнебомбардировочный авиационный полк]. – Текст : электронный // Мемориал Победы : сайт. – URL: https://memorial24.ru/vov-podrazdeleniia/679-y-nochnoy-legkobombardirovochnyy-aviacionnyy-polk (дата обращения: 01.04.2025).
  4. [679-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. 679-й транспортный авиационный полк. 679-й штурмовой авиационный полк]. – Текст : электронный // Авиаторы Второй мировой : сайт. – URL: http://allaces.ru/sssr/struct/p/trap679.php (дата обращения: 01.04.2025).

799-й отдельный автотранспортный батальон

799-й автотранспортный батальон был сформирован в Абаканском гарнизоне. Осенью 1941 года в составе 88 автомашин (27 автомашин «ЗИС», 60 – «ГАЗ АА», 1 – «М-1») батальон убыл в Ленинград.

25 октября 1941 г. 799-й автобатальон вошел в состав 17-й отдельной автотранспортной бригады Ленинградского фронта. Бригада снабжала войска защитников Ленинграда. С 22 ноября осуществляла перевозки через Ладогу по военно-автомобильной дороге № 101, более известной как «Дорога жизни».

В апреле 1942-го, после схода льда, 799-й отдельный автотранспортный батальон был передан в состав 136-й стрелковой дивизии. С апреля по август 1942 г. 136 стрелковая дивизия под командованием 23-й Армии дислоцировалась на Карельском перешейке.

19 августа 1942 г. 136 стрелковая дивизия передана в подчинение 55-й Армии. Весь личный состав переброшен в Колпино для участия в Синявинской операции (19 августа – 10 октября 1942 года) с целью прорыва блокады Ленинграда.

26 августа 1942 г. 799-й отдельный автотранспортный батальон из резерва включен в состав 269-го стрелкового полка 136-й стрелковой дивизии. В составе 136-й стрелковой дивизии принимал участие во «Второй Синявинской наступательной операции», в операции «Искра» по прорыву Ленинграда (январь 1943 года).

19 января 1943 года 136-я стрелковая дивизия Приказом НКО №31, за прорыв блокады Ленинграда и проявленные в боях с немецкими захватчиками отвагу, стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава, была преобразована в 63-ю гвардейскую стрелковую дивизию. В состав дивизии вошел в том числе 269-й стрелковый полк, в котором числился 799-й отдельный автотранспортный батальон.

В январе 1944 года 63-я гвардейская стрелковая дивизия участвовала в «Красносельско-Ропшинской операции» по полному снятию блокады Ленинграда, в освобождении Красного Села Ленинградской области. Приказом Верховного Главнокомандующего № 8 от 21 января 1944 года ей было присвоено почетное наименование «Красносельская».

В июне-августе 1944 года дивизия приняла участие в «Выборгско-Петрозаводской операции» по освобождению Карельского перешейка и Карелии. За образцовое выполнение боевых задач, мужество и героизм, проявленные при прорыве мощно укрепленной долговременной обороны противника на Карельском перешейке 11 июня 1944 года четыре полка дивизии по приказу Верховного Главнокомандующего были удостоены почётного наименования «Ленинградских». Эта высокая награда стала заслуженным признанием их исключительных заслуг в боях за освобождение Яппиля и Териоки (Зеленогорска). 22 июня 1944 г. указом Президиума Верховного Совета СССР 63-я гвардейская стрелковая дивизия была награждена Орденом Ленина.

После окончания Великой Отечественной войны 63-я гвардейская стрелковая дивизия была выведена в Ленинградский военный округ.



Источники:
  1. Ковальчук, В. М. Ленинград и Большая Земля. История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941-1943 гг. – Ленинград, 1975. – URL: http://militera.lib.ru/h/kovalchuk_vm/index.html (дата обращения: 01.04.2025). – Текст : электронный.
  2. 136-я стрелковая дивизия (2-го формирования). – Текст : электронный // Википедия : официальная энциклопедия. – URL: https://clck.ru/3JJp2v (дата обращения: 01.04.2025).
  3. Чебодаева, М. О воинах Хакасии в составе 136-й стрелковой дивизии в обороне Ленинграда / М. Чебодаева. – Текст : электронный // 19Русинфо : информационное агентство «Хакасия». – URL: https://19rusinfo.ru/obshchestvo/80499-o-voinakh-khakasii-v-sostave-136-j-strelkovoj-divizii-v-oborone-leningrada (дата обращения: 01.04.2025).
  4. [О боевом пути 799-го отдельного автотранспортного батальона]. – Текст : электронный // Бессмертный полк : официальный сайт движения. – URL: https://www.moypolk.ru/soldier/shkurenko-aleksandr-vasilevich (дата обращения: 01.04.2025).

Подготовка лошадей для фронта

С началом войны Хакасия как старейший центр коневодства была выбрана районом для подготовки кавалерийских, артиллерийских и обозных лошадей.

В 1941–1944 году в г. Абакане лошадей для фронта готовили специальные, по особому штату сформированные, запасные воинские формирования – кондепо №№ 115, 28, 29–е. Комплектование шло за счет людских ресурсов области и края, призываемых из запаса старших возрастов с различными ограничениями.

Всего за 1941–1944 гг. кондепо №№ 115, 28, 29 отправили на фронт 2772 личного состава, подготовили и передали по нарядам штаба СибВО 18579 лошадей, из них 2324 – в народное хозяйство.

Запасные воинские части играли важную роль, пополняя Красную Армию людскими и материальными ресурсами.

Конное депо № 115

Конное депо № 115 как запасная воинская часть было создано в г. Абакане в период с июня по сентябрь 1941 г. с личным составом 550 чел., в том числе старшего командного состава – шесть чел., среднего – 34, младшего – 65, рядового – 445 чел.

В начале 1942 г. кондепо было расформировано. Большая часть личного состава и 1872 лошади были отправлены на фронт, а остатки соединения передислоцированы в запасной полк г. Омска.

28–й отдельный гужтранспортный батальон

28–й отдельный гужтранспортный батальон был сформирован на территории Хакасии на основании Приказа от 4 октября 1941 г. за № 0068. Планировалось создание трех рот, однако фактически батальон состоял из пяти гужтранспортных рот (76, 77, 78, 79, 80–й), каждая из которых делилась на четыре взвода. Командование ротой осуществляли командир и политрук.

Командно–начальствующий состав батальона состоял их 88 человек, из которых 17 были призваны из Хакасии. Они занимали должности в управлении батальона, рот, взводов и медико–ветеринарной службы.

На 1 декабря 1941 г. в батальоне числилось 1530 человек, из них

  • старший и средний комсостав – 87 человек;
  • младший комсостав – 171 человек;
  • рядовой состав – 1272 человека.

8 октября 1941 г. крайвоенкомат распорядился о поставке для 28–го батальона 2270 лошадей, 1084 пароконных повозок, 1080 единиц пароконной упряжи.

К 25 ноября 1941 г. батальон был укомплектован.

Для учебных целей батальон имел: учебных винтовок 7,6 мм – 45 единиц, МКВ – 78, ручных гранат учебных РГД – 44, деревянных винтовок – 1335, болванок–гранат – 861, противогазов ВН – 417, ручных пулеметов – 17.

Личный состав батальона проходил 110–часовую программу Всевобуча, включавшую:

  • ознакомление с материальной частью винтовки;
  • стрельбу;
  • тактическую подготовку (боец в обороне, боец в наступательном бою, действия бойца в атаке и бою в глубине обороны противника, боец-наблюдатель, служба дозора, боец-истребитель танков при обороне, штыковой бой, оборона стрелкового отделения);
  • специальные занятия (оборонное и дорожное дело, действия с обозом в различных ситуациях, борьба с танками и кавалерией);
  • ветеринарную подготовку (занятия по анатомии и физиологии животных, строению копыта, правилам ковки и ухода за лошадьми, определению живого веса и тоннажа нагрузки).

За семь месяцев батальон провел большую работу по подготовке боевых резервов для Красной Армии. Им было обучено и передано в действующую армию и формирующиеся воинские части 1693 чел. личного состава, 1355 лошади, 220 повозок и другое имущество.

В конце апреля 1942 г. 28–й отдельный гужтранспортный батальон был расформирован.

Конное депо № 29

Конное депо № 29 было сформировано в Абакане с марта по апрель 1942 года на основании решения отдела Мобилизационно-организационного и укомплектования штаба СибВО № ОМ/6759 от 28 февраля 1942 г. Изначально формировалось как кадровое, шестиэскадронное соединение. К 22 апреля командно-политический и начальствующий состав (кроме рядового) был полностью укомплектован. Руководство депо осуществляли: майор Подмазко, начальник штаба старший лейтенант Поздняк, комиссар старший политрук Бречко.

Личный состав на 10 июня 1942 г. составил 792 человека, из них:

  • командный состав – 57 человек;
  • политический состав – 7 человек;
  • младший начальствующий состав – 73 человека;
  • рядовой состав – 655 человек.

Медико-ветеринарная часть кондепо № 29 состояла из 13 чел. Приказом штаба СибВО от 10 июня 1942 г. за № 04/5806 воинская часть из кадрового положения переведена на вольнонаемное.

На момент формирования материальная база была крайне слабой: имелось 820 комплектов обмундирования, 1409 пар обуви, 464 котелка, 251 вещевой мешок. 15 винтовок, 753 винтовочных патрона, 12 противогазов, 60 весел, 34 шашки, ветеринарного имущества – 5040.

В начале июня на фронт были отправлены 665 лошадей из 926. В кондепо осталось 67 верховых, 15 артиллерийских и 179 обозных.

Основными поставщиками лошадей были Конный завод № 42 им. С.М. Буденного (с. Первомайское Боградского р-на) и Тувинская Народная Республика. Закупки также осуществлялись в Монгольской Народной Республике, Иране и Синьцзяне (Китай). В 1942 году из конного завода № 42 и Тувинской Народной Республики поступило 12 764 лошади. После подготовки по нарядам штаба СибВО 9749 лошадей было передано в кавалерию, 324 лошади, негодные для строевой части, в народное хозяйство.

В течение 1942 года вместе с лошадьми на фронт было отправлено 529 человек командного и рядового состава, годных к строевой службе.

С 1 апреля 1943 г. приказом штаба СибВО воинская часть вновь стала кадровой. Часть личного состава была направлена на фронт. Пришло новое пополнение. В течение первых 8 месяцев 1943 г. кондепо № 29 передало на фронт 1409 лошадей. В сентябре было подготовлено для отгрузки еще 1000 лошадей. По неполным архивным данным за 1942-1943 гг. по нарядам штаба округа сдано 14482 лошади.

В феврале 1944 г. приказом штаба СибВО кондепо № 29 было расформировано. Личный состав и конское поголовье были отправлены в воинские части.



Источники:
  1. Как готовили лошадей в Хакасии для участия в Великой Отечественной войне / репортаж ГТРК Хакасия. – URL: https://vk.com/video276457231_456254136?to=L3ZpZGVvMjc2NDU3MjMxXzQ1NjI1NDEzNj8– (дата обращения: 01.04.2025). – Изображение. Устная речь : электронные.
  2. Чебодаев, П. И. [О формировании запасных воинских частей по подготовке лошадей для фронта Хакасией в 1941-1944 годах] / П. И. Чебодаев. – Текст : электронный // Чебодаев, П. И. Военный вклад Хакасии в победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – Абакан, 2005. – С. 60–65. – URL: https://nbdrx.ru/pdf/bx0000570.pdf (дата обращения: 01.04.2025).

Военные школы и аэроклубы

Черногорский аэроклуб

Черногорский аэроклуб, созданный еще до войны, сыграл важную роль в подготовке летчиков и парашютистов, пополнивших Военно-Воздушные силы Красной Армии в военный период.

Аэроклуб впервые был организован в 1935 году на базе авиамодельного и планерного кружков, созданных еще в 1925 г. Но из-за гибели одного из лидеров планеризма, черногорца Кости Иванова, просуществовал недолго.

3 октября 1936 г. в Черногорске был открыт филиал Красноярского аэроклуба. Из Красноярска командировали летчика-инструктора, а также послали учебный самолет. По инициативе клуба при каждой Черногорской школе были созданы кружки юных авиамоделистов. В декабре этого же года он выделился в самостоятельную структурную единицу Осавиахима и стал называться Черногорский (Хакасский) аэроклуб. В 1937 г. за счет средств, собранных Хакасской автономной областью в День Авиации и взносов членов клуба, было приобретено по решению бюро Хакасского Обкома ВКП (б) три самолета «У-2» (ПО-2), два планера «УПАФ», три планера «УС-4», 114 парашютов и другое необходимое оборудование. Для занятий дополнительно были выделены учебно-тренировочные легкие самолеты «УТ-1», «УТ-2» и «Р-5».

Вскоре после открытия аэроклуба был объявлен набор курсантов на пилотское отделение с годичным сроком обучения. Желающих оказалось столько, что учиться принимали только по комсомольским путевкам. Первый набор на пилотское отделение аэроклуба состоялся в 1937 году, было принято 14 человек со всей Хакасии и юга края. Первый выпуск летчиков состоялся в 1938 году. Выпускники-отличники Кукушкин, Бурцев, Урыбин, Коченаев, Дудуев, Рубанов сразу же были зачислены в штат аэроклуба в качестве летчиков-инструкторов. Каждый из них скомплектовал в следующем наборе свои группы курсантов. Сразу же были утверждены цифры по подготовке курсантов: 30 пилотов, 30 планеристов первой ступени, 40 парашютистов, десять авиамотористов и десять авиамоделистов.

В газете «Красноярский рабочий» в 1939 году был опубликован материал о Хакасском аэроклубе: «В Хакасском областном аэроклубе сейчас учатся без отрыва от производства две группы: пилоты первой группы и тренировочный отряд, занимающийся в основном практическим овладением самолетом». С мая у курсантов начиналась летная практика на своем летном поле, которое имелось при аэроклубе. Так из месяца в месяц шли занятия в аэроклубе по теории и практике. Зимой – теоретическая подготовка, летом – летная практика.

В течение 1940 г. было подготовлено 125 парашютистов, 120 планеристов. В этом же году Хакасский обком ВКП (б) отметил с лучшей стороны работу Черногорского аэроклуба и вручил переходящее Красное Знамя.

До начала Великой Отечественной войны аэроклуб подготовил около 200 летчиков легкомоторных самолетов. Каждая группа, сдавшая экзамен, ждала вызова в летные училища по разнарядке из Иркутского авиационного технического училища, Омского и Молотовского (Пермского) летных училищ, Барнаула, Энгельса и других.

В ноябре 1941 года вражеская армия стремительно продвигалась вперед, угрожая Москве и блокируя Ленинград. Руководством было принято решение о формировании и отправке на фронт ночных бомбардировочных авиаполков (НБАП) из личного состава аэроклубов Красноярского края на самолетах У-2.

На базе Черногорского аэроклуба 23 ноября 1941 г. был сформирован 679-й ночной бомбардировочный авиационный полк (НБАП), который воевал на Карельском фронте.

Последний выпуск Черногорского аэроклуба был сделан в феврале 1942 г. В июне 1942 г. аэроклуб был расформирован. Инструкторский и технический состав был направлен в авиацию Военно-Морского Флота, а выпускники – в военные авиашколы пилотов и авиамехаников.

Большинство бывших курсантов аэроклуба участвовали в Великой Отечественной войне, многие погибли в жестоких боях в воздухе и на земле. Два выпускника аэроклуба Петр Рубанов и Андрей Дурновцев стали Героями Советского Союза.

Среди выпускников, прославивших Черногорский аэроклуб, – имя Матвея Барахтаева, командира 3-й эскадрильи 18-го гиап. В небе над Восточной Пруссией в 1944-1945-х годах он совершил 313 боевых вылетов, в 41 воздушном бою он сбил 13 самолетов лично и два самолёта в составе пары.




Источники:
  1. Трудовой фронт Красноярья. 1941-1945 / В. Филиппов, О. Паранина, Е. Лалетина и др. – Красноярск, 2018. – С. 45-46, С. 78-81.
  2. Чубриков, В. А. Как все начиналось. Из истории создания Черногорского аэроклуба / В. А. Чубриков. – Текст : электронный // ГКУ РХ «Национальный архив». Доклады исследователей : официальный сайт. – URL: https://arhiv.r-19.ru/upload/iblock/f4c/f4c9255481af9a54020fff4875f45103.pdf (дата обращения: 01.04.2025).
  3. Филиппов, В. В. Хакасский областной (Черногорский) аэроклуб в 1934 – 1942 гг. / В. В. Филиппов. – Текст : электронный // eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18337362_43098733.pdf (дата обращения: 01.04.2025). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

Бирмская школа

Легендарная Бирмская военная авиационная школа пилотов (ВАШП) внесла огромный вклад в Победу, готовя летчиков-истребителей с 1941 года и до конца войны.

Бирмская военная авиационная школа пилотов (ВАШП) была сформирована 1 мая 1940 года в гарнизоне Бирма 2-й Отдельной Краснознаменной Армии Дальневосточного фронта (ОКАДВФ). Размещалась в десяти километрах восточнее станции Свободный Амурской железной дороги и в десяти километрах севернее поселка Орловка. Организатором авиашколы был опытный летчик, майор Николай Федорович Пушкарев – воспитанник Одесской военной авиационной школы.

Формирование школы проводилось в период с 14 апреля по 1 мая 1940 года. Приказом Народного Комитета Обороны (НКО) № 049 от 5 февраля 1941 года ей было присвоено наименование – «Бирмская военная авиационная школа пилотов». Этим же приказом был определен штат школы.

До начала Великой Отечественной войны в 1940-1941 гг. Бирмская школа пилотов произвела два выпуска летчиков-истребителей подготовленных на самолетах И-16. С началом войны значительно сокращались сроки подготовки кадров. Сроки устанавливались буквально по дням. Это было вынужденной мерой, т.к. фронту срочно были нужны летчики.

До 12 августа 1941 г. школа находилась в Бирме, после чего была эвакуирована в Сибирский военный округ. 22 августа 1941 года Бирмская ВАШП прибыла на станцию Кольчугино (ныне г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области). 

7-14 июня 1942 года Бирмская ВАШП была перебазирована из Ленинск-Кузнецкого в Черногорск Хакасской автономной области Красноярского края. Одной из серьезных причин перебазирования являлась непригодность аэродрома для выполнения полетов.

В Черногорске школа приняла один аэродром бывшего Черногорского аэроклуба без надлежащих построек. Сам аэродром по размеру и оборудованию не соответствовал назначению. Школа самостоятельно построила шесть аэродромов, пять из которых активно использовались. Одна взлетно-посадочная полоса находилась в районе современного Черногорского хирургического корпуса, вторая в Аэродромном поселке за железной дорогой в сторону дач, третья в девятом поселке, четвертая в районе совхоза «Московский», и пятая в Калинино, где ныне находится Абаканский аэропорт. Значительное количество лётных дней в году (около 230-250) позволяло проводить тренировки практически круглогодично.

С 1942 года Бирмская ВАШП комплектовалась главным образом за счёт расформированных школ и аэроклубов Сибирского военного округа. Для обеспечения эффективного обучения при школе был создан запасной батальон курсантов из двух рот, выполнявших не только теоретическую подготовку, но и хозяйственные работы, а также несших караульную службу.

Бирмская школа Черногорска готовила летчиков-истребителей для ВВС Красной Армии, используя различные типы самолётов: У-2, УТ-1, УТ-2, УТИ-4, И-16, ЛаГГ-3, Як-7 и Як-9. Обучение длилось от шести до девяти месяцев, с налётом от 35 до 55 часов на курсанта. Выпускники школы были готовы к немедленному назначению в строевые части.

В марте 1943 года школе предоставили здание бывшей средней школы №7, освобождённое госпиталем. Но помещений не хватало, занятия часто проводились под открытым небом, под крыльями самолётов или даже в землянках.

За высокую эффективность подготовки и значительный вклад в военное дело 16 сентября 1943 года Бирмская ВАШП была награждена Красным Знаменем и Грамотой Президиума Верховного Совета СССР.

Выпускники Бирмской школы направлялись для дальнейшего обучения в запасные авиационные полки и бригады СибВО. Высокая оценка их подготовки, полученная от командования, подтвердила статус Бирмской ВАШП как одной из лучших в ВВС Сибирского военного округа.

За годы войны школа подготовила 1168 летчиков-истребителей. Семь её выпускников стали Героями Советского Союза. Выпускник школы 1941 года – Кирилл Алексеевич Евстегнеев – был удостоен этого звания дважды.

Бирмская ВАШП была расформирована 5 июля 1946 года. Горожане бережно хранят ее историю. В городском краеведческом музее собраны летные книжки инструкторов, конспекты курсантов, личные вещи, документы, фотографии. В Школе №7 имени Героя Советского Союза А.А. Рубанова установлена мемориальная доска, работает школьный музей.

В память о курсантах и инструкторах, отдавших жизни во имя Победы, установлен памятник на улице Бограда и памятные знаки.

Братская могила на черногорском городском кладбище, в которой захоронены 24 человека: летчики-инструктора и курсанты, погибшие во время учебных полётов в 1942-1946 гг. – входит в перечень объектов культурного наследия регионального значения.



Источники:
  1. Филиппов, В. В. В небе и на земле Хакасии в годы Великой Отечественной войны : история Бирмской военно-авиационной школы пилотов / В. В. Филиппов, А. В. Матвеев. – Красноярск : СФУ, 2022. – 241 с.
  2. Бирмская военная авиационная школа пилотов в Красноярском крае в 1942 году // Великая Отечественная война в истории Енисейской Сибири : монография : в 5 томах. Т. 2. : 1942 год / Б. Е. Андюсев, Н. Я. Артамонова, Н. В. Барсукова и др. – Красноярск, 2022. – С. 95-133.
  3. Подготовка летчиков-истребителей для действующей армии в Бирмской военной школе пилотов в 1943 году // Великая Отечественная война в истории Енисейской Сибири : монография : в 5 томах. Т. 3. : 1943 год / Б. Е. Андюсев, Н. Я. Артамонова, Н. В. Барсукова и др. – Красноярск, 2023. – С. 89-117.
  4. Астраханцев, О. Н. Бирмская военная авиационная школа пилотов в 1940-1945 гг. / О. Н. Астраханцев. – Текст : электронный // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2014. – Вып. 6-2. – URL: https://www.gramota.net/article/hss20141203/fulltext (дата обращения: 01.04.2025).

91-я учебная Абаканская эскадрилья Гражданского Военного Флота (УАЭ ГВФ)

В декабре 1940 года в Красноярском крае в рамках Енисейской авиагруппы Гражданского Военного Флота (ГВФ) были созданы две учебные эскадрильи: 91-я в Абакане и 84-я в Канске, которые являлись начальной ступенью подготовки пилотов (30 часов налета).

Последние указания перед взлетом

8 января 1941 г. в Абакан прибыли 19 пилотов из Тамбовского летного училища, ставшие летчиками-инструкторами 91-й учебной эскадрильи. Командиром назначен Д.А. Соколов, место базирования эскадрильи – аэропорт Абакана.

Первый выпуск пилотов состоялся уже к августу 1941 года, а к сентябрю 214 выпускников были направлены в Новосибирскую военную авиационную школу пилотов (ВАШП) для продолжения подготовки.

Из производственного отчета по основным показателям работы 91-й учебной эскадрильи ГВФ за 1941 год: «…Принято 399 курсантов (по плану – 380). Окончили обучение в 1941 году – 214, отчислено по разным причинам – 35. Продолжают обучение – 149. Средний налет на одного курсанта – 30 часов, в том числе самостоятельных – 18 часов. За 1941 год произошло 8 летных происшествий, в том числе: поломок самолета – 5, вынужденных посадок – 2, катастроф – 1».

На 1 июня 1942 года в 91-й УАЭ ГВФ было 84 человека постоянного личного состава при штатной численности 100 человек, из них 28 человек летно-инструкторского состава (командир эскадрильи, два командира отрядов, четыре командира звеньев, 21 инструктор-пилот). Имелось 19 учебных самолетов, из них 18 У-2 и один П-5 для подготовки инструкторов. Большая часть самолетов дорабатывала или уже переработала межремонтный ресурс.

У самолета У-2 зимой. 1940-е годы

С июля 1942 года в целях оказания практической помощи в организации учебно-летной, методической и воспитательной работы 91-ю Абаканскую учебную эскадрилью «взяла под крыло» Бирмская военная авиационная школа пилотов (Черногорск). Для этих целей были выделены кадровые командиры для непосредственной работы в эскадрилье. Контроль и помощь военной авиашколы значительно улучшили работу учебной эскадрильи.

В конце августа 1942 года эскадрилья выпустила 142 человека. 89 курсантов сдали выпускной государственный зачет на «отлично», 53 на «хорошо». Десять выпускников-отличников оставлены инструкторами, 21 выпускник направлен в распоряжение отдела кадров ГУ ГВФ.

В начале сентября 1942 года в 91-ю УАЭ ГВФ для продолжения обучения по первоначальной программе прибыли курсанты сержанты-авиамеханики ВВС КА из расформированной 84-й Боготольской УАЭ ГВФ.

На 1 декабря 1942 года в 91-й УАЭ проходило обучение 129 курсантов, из них 118 – сержанты-авиамеханики и 11 – инструкторы. К 1 января 1943 г. предполагалось выпустить 60 пилотов.

Выпускники 91-й учебной Абаканской эскадрильи были отлично подготовлены на самолетах У-2 и после завершения обучения многие из них напрямую отправлялись на фронт в транспортные, ночные бомбардировочные авиационные полки и эскадрильи связи, оснащенные самолетами У-2 (По-2). Среди инструкторов и выпускников 91-й Абаканской учебной эскадрильи немало тех, кто был удостоен высоких правительственных наград.

К весне 1943 года уже не было необходимости в большом количестве учебных эскадрилий в системе ГВФ. В мае 1943 года 91-я учебная Абаканская эскадрилья ГВФ была расформирована. Основная часть инструкторского состава и ее выпускники были направлены в Летный Центр ГВФ в Новосибирске для переучивания на тяжелые самолеты. Оставшиеся пилоты и техники вместе с материальной частью влились в состав Купинской школы пилотов ГВФ.


Источники:
  1. Филиппов, В. В. Подготовка пилотов в учебных заведениях ГВФ на территории Красноярского края в 1942 году / В. В. Филиппов, Б. А. Матвеев, Е. А. Воног // Великая Отечественная война в истории Енисейской Сибири : монография : в 5 томах. Т. 2. : 1942 год / Б. Е. Андюсев, Н. Я. Артамонова, Н. В. Барсукова и др. – Красноярск, 2022. – С. 79-86.

Медицинские специалисты

Абаканская фельдшерско-акушерская школа (ФАШ)

Фельдшерско-акушерская школа (ФАШ), открытая в 1934 г. в Абакане, готовила средний медицинский персонал: фельдшеров, медсестер, санитаров, акушеров, зубных врачей и техников.

С началом войны в помещениях фельдшерско-акушерской школы (в настоящее время здание медицинского колледжа ХГУ им. Н.Ф. Катанова) разместились первое и второе хирургическое отделение эвакуационного госпиталя № 1782. Студентов для занятий перевели в старое здание, а общежития переоборудовали под классы.

Преподаватели и учащиеся ФАШ привлекались к разгрузке раненых, мыли и стригли их, оказывали медицинскую помощь, дежурили в госпиталях.

Многие преподаватели были призваны в армию. Среди них: врач-невропатолог Евгений Энгельталер, начальник хирургического отдела Анна Гребенюк, преподаватели акушерства и гинекологии Валентина Викторовна Вольферц и Борис Перфильевич Гордовский, преподаватель внутренних болезней Ирина Сергеевна Даровская, хирург-уролог Петр Михайлович Дягилев, преподаватель микробиологии Мария Константиновна Интутова, преподаватели анатомии Александр Григорьевич Кучер и Екатерина Михайловна Лепешкина, преподаватель ЛОР-болезней Антонина Александровна Соболева и др.

Добровольцами на фронт ушли выпускники и учащиеся ФАШ И. Колесник, П. Мацуева, В. Неупокоева, О. Петлина, З.Л. Чеменева, Н.Н. Никифирова, Д.П. Марткачаков и др.

Выпускники работали на перевязочных пунктах, в санитарных поездах, более 300 выпускников фельдшерско-акушерской школы служили на фронтах Великой Отечественной войны.

С момента основания и до июня 1945 г. Абаканская фельдшерско-акушерская школа подготовила 574 средних медицинских работника, в том числе 397 человек в период войны.


Преподаватели Фельдшерско-акушерской школы Ковтун П.В., Житков Г.Н. Преподаватели Фельдшерско-акушерской школы Беспалов, Мельников А.П. Девушки Хакасии идут на защиту Родины



Источники:
  1. Чебодаев, П. И. [Об Абаканской фельдшерско-акушерской школе]. – Текст : электронный / П. И. Чебодаев // Чебодаев, П. И. Военный вклад Хакасии в победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – Абакан, 2005. – С. 49-50. – URL: https://nbdrx.ru/pdf/bx0000570.pdf (дата обращения: 01.04.2025).

Общество Красного Креста

Общество Красного Креста в Хакасии в годы войны

На начало войны в Хакасии работали 74 врача, 212 специалистов среднего медперсонала и 553 человека младшего персонала. С началом войны многие из них были мобилизованы. Требовались дополнительные медицинские кадры. Основной базой для их подготовки стало Общество Красного Креста. Массовая подготовка медсестер, санитаров, санитарных дружинниц и других специалистов развернулась на базе учебных заведений, учреждений, организаций и предприятий при активном участии Общества Красного Полумесяца (РОКК).

На 22 июля 1941 года в Хакасии обучались 450 медсестер. За 1941 год общество Красного Креста подготовило 6353 значкиста ГСО (Готов к санитарной обороне) I профиля, 2149 значкистов ГСО II профиля, 1230 значкистов БГСО (Будь готов к санитарной обороне), 230 медсестер, 273 санитарных дружинниц, 117 военных санитаров и 12 военных дезинфекторов.

До конца 1941 года в г. Абакане было подготовлено 234 санитарные дружинницы и 68 медицинских сестер. Из них 28 человек были призваны в местные госпитали, остальные 40 человек, окончившие бюджетные курсы военного запаса, отправлены в ряды Красной Армии, среди них А.К. Колторакова, Е.Ф. Перекрещенко, В.И. Спирина и др.

В 1942 году бюро обкома ВКП (б) приняло постановление о подготовке санитарно-оборонных кадров. Женщины 18-35 лет с образованием не менее четырех классов обучались в санитарных дружинах, а с семью классами – на курсах медсестер. Обучение длилось три месяца без отрыва от производства и включала следующие дисциплины: военно-полевая хирургия, хирургия с травматологией и уход за раненными, терапия, инфекционные болезни, организация санслужбы и политподготовка. С введением Всевобуча добавились огневая, строевая, физическая подготовка и изучение уставов Красной Армии.

В годовом отчете военного отдела обкома ВКП (б) за 1943 г. сообщается, что с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1943 г. Обществом Красного Креста было подготовлено 2110 медицинских кадров, в том числе 800 медицинских сестер, 1030 санитарных дружинниц, 280 санитарных инструкторов.

В 1944 году система подготовки медицинских кадров в Хакасии претерпела ряд изменений. Если ранее на курсы допускались женщины от 18 до 35 лет, то с 1944 года возрастной порог снизился до 17 лет. При этом приоритет отдавался одиноким женщинам, потенциально годным к службе в Красной Армии. Такой подход позволял готовить резерв медицинских работников, которые могли быть мобилизованы в любой момент.

Также изменилась система организации обучения. Появились два варианта подготовки медицинских сестер и санитарных дружинниц: со сроком обучения 3,5 месяца с отрывом от производства и со сроком обучения 7 месяцев без отрыва от производства при месячной практике с отрывом от производства. Все обучающиеся курсанты проходили 30-часовую программу военно-лыжной подготовки.

Общее число подготовленных медицинских кадров за годы Великой Отечественной войны Обществом Красного Креста Хакасской автономной области составляет 2607 человек, из них 1003 медицинские сестры, 1174 санитарные дружинницы, 430 санитарных инструкторов и санитаров.



Источники:
  1. Чебодаев, П. И. [О подготовке медицинских кадров за годы ВОв Обществом Красного Креста Хакасии] / П. И. Чебодаев. – Текст : электронный // Чебодаев, П. И. Военный вклад Хакасии в победу в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – Абакан, 2005. – С. 46-50. – URL: https://nbdrx.ru/pdf/bx0000570.pdf (дата обращения: 01.04.2025).

Резервы для армии

Система обязательной военной подготовки граждан (Всеобуч)

С 1 октября 1941 года согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны (ГКО) в стране вводилось всеобщее обязательное военное обучение (Всевобуч) для всего мужского населения в возрасте от 16 до 50 лет. Всевобуч ставил перед собой задачу в кратчайшие сроки обучить граждан основам военного дела. Обучение проводилось в основном по вечерам и в выходные дни, инструкторами выступали кадровые военные и опытные резервисты.

В Хакасии, как и по всей стране, организация Всеобщего военного обучения (Всевобуча) стала важнейшей задачей в годы войны. Отдел Всевобуча при облвоенкомате возглавил лейтенант А.С. Лыхо, секретарем обкома ВЛКСМ по военной работе среди молодежи был назначен И.К. Елизарьев. В райвоенкоматах появились инструкторы военного обучения, а в райкомах комсомола – секретари по военной работе. Среди населения велась активная разъяснительная работа о важности Всевобуча. Были проведены сборы военнообязанных, назначены командиры и политработники, созданы военно-учебные пункты (ВУП). Молодежь активно участвовала в изготовлении учебно-наглядных пособий и макетов вооружения (деревянные винтовки, ручные гранаты, саперные лопаты, чучела для рукопашного боя и т.д.).

Программа Всевобуча, рассчитанная на 110 часов, готовила бойцов-стрелков, способных в любой момент вступить в ряды Красной Армии. Обучение включало семь направлений:

  • тактическая подготовка: действия бойца в наступлении, атаке и бою;
  • строевая подготовка: действия с оружием и штыковой бой;
  • огневая подготовка: изучение оружия, гранат, зажигательных бутылок, стрельба;
  • саперная подготовка: самоокапывание, маскировка, устройство окопов;
  • химическая подготовка: боевые отравляющие вещества, средства защиты;
  • санитарная подготовка: само- и взаимопомощь при ранениях и поражениях;
  • изучение уставов: воинская дисциплина, права и обязанности часового.

Подготовка бойцов-стрелков по программе Всевобуча в Хакасии проходила на базе военно-учебных пунктов в семь очередей с октября 1941 г. по апрель 1945 г. За этот период было подготовлено 15 687 бойцов-стрелков, которые были отправлены на фронт.

С декабря 1942 г. в системе Всевобуча кроме подготовки бойцов-стрелков началась подготовка военных кадров для ведения боя в горных условиях. Подготовлено 725 специалистов для ведения боя в горной местности: 555 горных стрелков, 70 саперов-подрывников и 100 снайперов.

Для повышения уровня подготовки резервов в Хакасии из молодежи, прошедшей 110-часовую программу Всевобуча, были созданы комсомольско-молодежные подразделения по подготовке специалистов (автоматчиков, пулеметчиков, минометчиков, истребителей танков и др.). Этими подразделениями Всевобуча на местах руководили райвоенкоматы и райкомы ВЛКСМ.

С 19 марта 1942 г. началась первая очередь подготовки специалистов. Было организовано восемь комсомольско-молодежных специальных подразделений. Занятия проходили без отрыва от производства, по девять часов в неделю.

Всего за годы войны было проведено семь очередей подготовки в комсомольско-молодежных подразделениях Всевобуча, подготовлено около 5000 специалистов (снайперы, истребители танков, ручные пулеметчики, бойцы ПТР). Многие выпускники направлялись в гвардейские части, куда шли физически здоровые комсомольцы в возрасте от 18 лет и старше.

С апреля 1942 г. началась подготовка девушек (18-26 лет). За четыре очереди подготовлено около 1000 специалистов, в том числе 130 пулеметчиков, 60 автоматчиков, 155 телефонистов, 46 телеграфистов, 79 радистов и снайперов.

За годы Великой Отечественной войны по линии Всевобуча в Хакасии подготовлено почти полторы стрелковые дивизии для Красной Армии. Благодаря Всевобучу фронт получал постоянное пополнение обученными и подготовленными бойцами.





Источники:
  1. Всеобуч // Трудовой фронт Красноярья. 1941-1945 / В. Филиппов, О. Паранина, Е. Лалетина и др. – Красноярск, 2018. – С. 68-76.
  2. Чебодаев, П. И. [Всеобщее обязательное военное обучение в годы ВОв в Хакасии] / П. И. Чебодаев // Чебодаев, П. И. Военный вклад Хакасии в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Абакан, 2004. – С. 42-52.

Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ)

Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) играло ключевую роль в подготовке резервов для Красной Армии в Хакасской автономной области. До войны организация имела развитую инфраструктуру: аэроклуб, автошколу, кавалерийские и стрелковые клубы, учебные пункты, школы связи и шесть Домов обороны, оснащенных для подготовки бойцов различных специальностей. Например, Дом обороны в Черногорске располагал классами стрелкового дела, тактической и химической подготовки. Деятельность Осоавиахима курировал военный отдел обкома ВКП (б) во главе с В.Д. Афанасьевым.

С началом войны, несмотря на отправку многих членов, инструкторов и руководителей в действующую армию, Осоавиахим продолжал свою работу и пополнялся новыми членами.

Осоавиахим адаптировал программы обучения к требованиям военного времени. Осоавиахимовцы осваивали военные специальности, изучали воинские уставы, тактику боя и проходили физическую подготовку. Структура организации была реорганизована по военному образцу: к 1944 году в области насчитывалось 66 отделений, 34 взвода, 17 рот и один батальон под командованием старшего лейтенанта Г.В. Раченко.

В 1942 году Осоавиахим начал подготовку военных кадров по программе Всеобщего воинского обучения (Всевобуч), включавшей 110-часовой курс стрелковой подготовки. Если в 1941 году организация готовила специалистов по пяти направлениям, то к 1945 году их число возросло до 24-х, включая подготовку младших командиров, истребителей танков, бойцов ПТР, телефонистов и других специалистов. С 1941 по 1944 год в Красную Армию вступило 33 863 члена Осоавиахима. Всего за годы войны организация подготовила 28 249 человек по различным военным специальностям.

К системе Осоавиахима относилась и подготовка летчиков через Черногорский аэроклуб. В 1940-1941 учебном году аэроклуб подготовил 198 пилотов, которые были направлены в Иркутское, Тамбовское и другие летные училища. В июне 1942 г. аэроклуб был расформирован. Большинство бывших курсантов аэроклуба участвовали в Великой Отечественной войне, многие погибли в жестоких боях в воздухе и на земле. Два выпускника аэроклуба Петр Рубанов и Андрей Дурновцев стали Героями Советского Союза.

Осоавиахим с 1942 по 1945 г. подготовил для Красной Армии 1090 медицинских сестер и санитарных дружинниц.

Помимо подготовки военных кадров, Осоавиахим организовывал сбор средств на боевую технику, теплых вещей для фронта, осуществлял уход за ранеными в госпиталях, оказывал помощь семьям военнослужащих.





Источники:
  1. [Осоавиахим в годы Великой Отечественной войны] // Трудовой фронт Красноярья. 1941-1945 / В. Филиппов, О. Паранина, Е. Лалетина и др. – Красноярск, 2018. – С. 71-72, 76.
  2. Чебодаев, П. И. Некоторые вопросы оборонно-массовой работы в Хакасии в годы Великой Отечественной войны / П. И. Чебодаев // Хакасия в годы Великой Отечественной: боевой и трудовой подвиг : материалы науч.-практ. конф., 27 апр.2000 г. / [отв. ред. В. Н. Тугужекова]. – Абакан, 2000. – С. 87-91.
  3. Чебодаев, П. И. [О деятельности Осоавиахима Хакасии в годы войны] / П. И. Чебодаев // Чебодаев, П. И. Военный вклад Хакасии в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. – Абакан, 2004. – С. 52-56.
  4. Чебодаев, П. И. Подготовка резервов по линии Осоавиахим / П. И. Чебодаев. – Текст : электронный // Чебодаев, П. И. Военный вклад Хакасии в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – Абакан, 2005. – С. 43-45. – URL: https://nbdrx.ru/pdf/bx0000570.pdf (дата обращения: 01.04.2025).