Культура
Отдалённость и некая изолированность территории способствовали формированию самобытной культуры местных жителей. После вхождения левобережья среднего Енисея в состав Минусинского уезда экспедиции учёных с целью изучения традиций, обычаев, фольклора населения, этнографических особенностей языка, одежды, жилища «инородцев» становятся регулярными.
Постоянное общение с русским населением, развитие экономических и торговых связей, совместная трудовая деятельность, брачные отношения оказывали влияние на традиционную культуру коренного населения.
Открываются первые учебные заведения с обучением в них местных детей, в том числе из национальной среды.
Формируется национальная интеллигенция: учёные, этнографы, языковеды. Наиболее известны из них Н. Ф. Катанов, С. Д. Майнагашев, К. К. Самрин.
Это время становления народного образования, создания хакасской письменности, подготовки педагогических кадров, работы просветителей И. М. Штыгашева, Т. Н. Сайлотова, Т. М. Бондарева и многих других.