

2 О
АБАКАНСКИЙ ЛО МВД РОССИИ
дело, которое направили в линейный отдел
милиции на станцию Абакан для расследова
ния. К делу подключились сотрудники ОБХСС.
Оперативникам предстояло выяснить, где
было совершено хищение - во Владивостоке,
по месту сдачи багажа, либо в пути следова
ния, от Владивостока до Абакана, или по ме
сту его прибытия, в Абакане. Все три версии
отрабатывались одновременно. Проверялись
и изымались документы, допрашивались сви
детели, причастные к оформлению и обработ
ке багажа, его принятию, выдаче и сопрово
ждению. Первые две версии были тщательно
отработаны, но положительного результата
не дали. Оставалась третья версия, по которой
необходимо было установить и проверить ба
гажных раздатчиков, сопровождавших груз
от Владивостока до Москвы. Были установле
ны их фамилии, ими оказались двое жителей
Москвы, которые получали и сопровождали
этот груз. Необходимо было их опросить. С
этой целью в Москву выехала следствен
ная группа в составе старшего следователя
Л. Шутенкова
и начальника ОБХСС
Г. Реми
зова,
на руках у них была санкция прокурора
на обыск подозреваемых.
Входе обыска по первому адресу на квартире
подозреваемого была обнаружена и изъята
большая часть похищенного. Кроме того, об
наружен и изъят карабин с патронами. Раз
решения на оружие у него, естественно, не
имелось. Задержанный подозреваемый пол
ностью признал свою вину, которая подтвер
ждалась вещественными доказательствами.
Он был осужден, а изъятые у него в кварти
ре похищенные вещи были возвращены вла
дельцу. Соучастник преступления оказался
в бегах, за ним пришлось долго гоняться, он
был объявлен во Всесоюзный розыск.
«Это лишь один эпизод из моей следственной
практики, - вновь вспоминает
Л.Ф. Шутен-
ков,
- хотя за двенадцать лет работы в ЛОВД
на станции Абакан таких дел было немало, и
все следственные мероприятия проводились
в строгих рамках социалистической законно
сти...»
Большую напряженность в то время создава
ли военные строители железнодорожной бри
гады, строившие вторые железнодорожные
пути Новокузнецк - Абакан. Никем не контро
лируемые, они беспрепятственно совершали
кражи грузов из контейнеров неохраняемых
грузовых составов, которые долгое время
простаивали на небольших станциях, распо
ложенных в таежной местности. Похищали
продукты питания, вино-водочные, табачные
изделия и другие товарно-материальные цен
ности. Там же, в тайге, устраивали тайники,
где складывали похищенное, трапезничали и
пьянствовали.
Из воспоминаний начальника ЛПМ на стан
ции Бискамжа подполковника милиции в
отставке
Виктора Ивановича Романенко:
«С 1979 года на участке обслуживания ЛОВД
на станции Абакан стали дислоцироваться
железнодорожные войска, и началась не то
что работа в больших объемах, а буквально
«битва на выживание», и так в течение поч
ти десяти лет. Солдаты активно вскрывали
контейнера и воровали грузы. На станции
Бискамжа вскрытые солдатами вагоны раз
воровывали работники железнодорожного
транспорта и военизированной охраны. Был
случай, когда вагонники украли из такого
грузового состава несколько ящиков тушен
ки, эту тушенку утром нашли работники пути
и перепрятали. Это заметили работники ЭЧ и
украли уже у них. Привлекли, в итоге, всех.
На станции Чарыш за одну только ночь
вскрыли тридцать шесть крытых вагонов.
Организатором был повар, на которого выш
ли по имевшемуся у него радиоприемнику, с
которым он ходил вдоль вагонов. Воровали
все: вино из цистерн, цветные телевизоры,
запчасти к автомобилям и сельхозтехнике.
Группа военнослужащих совершила несколь
ко краж на станции Алатау. Чтобы поймать
злоумышленников, я привез работников опер
группы ВОХР не на станцию Алатау, и не на
станцию Ясная Поляна, где стояла воинская
часть, а на тропу в тайге, где в течение суток
задержали преступников с поличным».
Был еще случай, когда на станции Чарыш
разобрали дымоходную трубу и обокрали
магазин, через четыре дня аналогичным об
разом вскрыли магазин на станции Калтас. К
расследованию преступлений подключилась