Рацион питания любого народа определяет территория проживания и природные условия. Минусинская котловина Сибири с её многочисленными степями, переходящими в предгорья покрытые тайгой, на протяжении тысячелетий влияли на образ жизни и питания автохтонного народа.
Скотоводство, охота, рыбалка сформировали мясо-молочный рацион, присущий многим народам, живущим в северной Азии. Но вопрос разнообразия рациона решался самой природой. В литературе этот процесс обозначен как собирательство.
Саранка, кандык, черемша (колба), кедровый орех, ревень и карлык. Последний вообще незнаком современным жителям Хакасии. А между тем, еще в 18 веке Петр Симон Паллас
путешествуя по разным провинциям Российского государства писал: Бельтыры и Койбалы собирают в своих дачах, особливо по правую сторону Енисея на полях добровольно растущую сибирскую крупу кырлык… Собранные семена всыпают в большую деревянную ступу, наливают помалу воды, мешают, полощут…очищенное таким образом семя и еще мокрое всыпают в мешок и оставляют в нём на полсутки, чтобы несколько разбухло. После сего жарят сии зёрна на огне в железных сковородах, помешивая беспрестанно…
.
Григорий Иванович Спасский, историк и исследователь Сибири, в 1818 года в главе
«Народы, кочующие в верховьях реки Енисей» во второй части «Сибирского вестника» описывал: Напоследок толкут оную в ступах. Таким образом приготовленный кырлык подмешивают они в свою похлебку (югре) и варят из него с молоком кашицу, называемую ботху…
Князь Николай Алексеевич Костров в своей статье
«Кайбалы» за 1864 г. в журнале «Иллюстрированная газета» тоже не обошёл взиманием съедобные растения. Попадается иногда дикий лён и дикая гречиха (по-татарски карлык) с весьма мелкими семенами, употребляемыми инородцами в пищу…
.
В первом выпуске «Записок» ХакНИИЯЛИ в серии «История, этнография, археология» за 1948 г. В. И. Фёдоров в статье
«Результаты обследования древнего канала на землях колхоза „Аргыстар" Ширинского района» упоминал, что Человек того времени обходился без хлеба, добавляя к мясному питанию корни некоторых съедобных луковичных растений, и до освоения культурных злаков – проса и гималайского ячменя довольствовался крупой из дикой гречихи (карлыка)
.
Интересно, что современное название гречихи в русско-хакасском словаре В. Я. Бутанаева звучит как ХЫЛЫХ.
Иллюстрации:
1. Гречиха татарская. Фотография из открытых источников.
2,3. Титульный лист, фрагмент статьи. Путешествие по разным провинциям Российской Империи / П. С. Паллас. - СПб. : Имп. Акад. Наук, 1788. – 624 с.
4,5. Фрагмент статьи «Сибирский вестник» / Изд. Григорием Спасским. – Санкт-Петербург, 1818. – 566 с.
6. Костров Н. «Кайбалы» // Иллюстрированная газета. – 1864. – № 18 (7 мая). – С. 277-278.
7. Гербарный лист. Гречиха татарская. Период создания:18.07.1915 г. Красноярский краевой краеведческий музей. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ.