Основная версия сайта

Календарь знаменательных и памятных дат - 2020 год

Туртугешева (Тюмерекова) Анна Михайловна

(к 70-летию)

Туртугешева (Тюмерекова) Анна Михайловна

Анна Михайловна Туртугешева родилась 5 февраля 1950 года в селе Балыкса Аскизского района Хакасской автономной области. После окончания Балыксинской средней школы в 1967 году, узнав, что национальный театр объявил о наборе юношей и девушек в театральное училище, приехала в город Абакан. С успехом пройдя творческие испытания, Анна стала студенткой актёрской мастерской Р. А. Короха и А. Н. Левита театрального училища г. Новосибирска.

Анна Михайловна Туртугешева ‒ яркая, талантливая актриса Хакасского национального драматического театра имени А. М. Топанова. Это сейчас Анна Михайловна – заслуженная артистка Российской Федерации, заслуженная артистка Республики Хакасия (1992), член Союза театральных деятелей России (1995). Ёе имя в числе выдающихся личностей энциклопедии «Золотой фонд. Женщины Сибири» (2005), внёсших неоценимый вклад в процветание своего региона. А в далёком 1971 году, после окончания Новосибирского театрального училища, она совсем юной только пришла работать в театр. И не было ни известности, ни опыта. Только талант, огромный творческий и духовный потенциал. На подмостках профессиональной сцены она дебютировала в роли Лейлы в спектакле «Зачем ты живёшь?» И. Касумова и сразу снискала любовь, признание зрителей.

За 49 лет служения театральному искусству ветеран хакасской сцены сыграла более ста ролей. Её героини броски внешне, обладают богатым внутренним миром, изяществом, психологической глубиной, порой неординарны, импульсивны: Хатия («Я вижу солнце» Н. Думбадзе, 1975), Сонна («Ханума» А. Цагарели, 1975), Купавина («Волки и овцы» А. Островского, 1977), Офелия («Гамлет» В. Шекспира, 1979), Узут Арыг («Алтын Арыг» С. Артонова, 1979), Люсинда («Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, 1982), Нази («Дуэль» М. Байджиева, 1980), Валентина («Валентин и Валентина» В. Рощина, 1983), Дульсинея («Человек из Ламанчи» Н. Вассермана, 1985), Жанет, Элейн, Бобби («Пылкий влюблённый» Н. Саймон, 1995), Хысторай («Сас той» А. Кызласовой, 1989), Елизавета («Ричард III» В. Шекспира, 1999), Хорды («Одураченный Хорхло» А. Топанова, 2002), Мальвина («Божьи одуванчики» А. Иванова, 2003), Антонина Прокопьевна («Комната невесты» В. Красногорова, 2009), Тайпа («Прости меня, земля» А. Гилязова, 2015), Ануш («Ханума» А. Цагарели, 2016), Лыткина («Дорогие мои бандитки» Д. Иванова, 2018) и другие.

Образы, созданные удивительным талантом актрисы, стали яркой страницей в истории театрального искусства Хакасии, получили признание на международных фестивалях и за рубежом ‒ в Киргизии, Турции, Финляндии, Монголии.

Анна Михайловна стала лауреатом Республиканского конкурса «Волшебные кулисы» (1990) в номинации «Лучшая женская роль первого плана» за создание характерного образа сварливой Хысторай в спектакле «Сас той» («Свадьба девичьих кос») по пьесе А. Кызласовой.

Благодаря исполнительнице главной роли Хорды – Анне Туртугешевой, спектакль «Одураченный Хорхло» стал обладателем специального приза жюри «За музыкальный образ спектакля» на VIII Международном фестивале тюркоязычных театров «Науруз» (Казань, 2005).

Трагический образ Матери в исполнении А. М. Туртугешевой в спектакле «Последний шаман» К. Чако на III Всемирной театральной олимпиаде (Москва, 2001) отмечен критиками как образ-символ, взывающий к добру и любви.

Туртугешева (Тюмерекова) Анна Михайловна Образ волевой и мудрой Борте, жены Чигисхана, в спектакле «Любовь Чингисхана» по пьесе К. Чако, стал визитной карточкой актрисы. На протяжении 10 лет спектакль вызывал неподдельный интерес разновозрастной аудитории, представляя профессиональное искусство Хакасии на театральных фестивалях ‒ Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» (Уфа, 2001), на региональном фестивале «Театральная весна» (Красноярск, 2002), на I кочевом Международном театральном фестивале «Желанный берег» на тему «Лики Чингисхана» (Улан-Удэ, 2005). Критик В. Найдакова в дневнике фестиваля отметила: «Роль Борте в исполнении Анны Туртугешевой ‒ одно из самых ярких и достоверных воплощений этого образа...». С большим успехом спектакль прошёл в Финляндии и Монголии.

Любовь к поэзии, прекрасное владение словом, красивые вокальные данные позволяют актрисе создавать музыкально-поэтические программы, с которыми она выступает и проводит творческие встречи, знакомя своих поклонников с поэзией любимых авторов (М. Кильчичакова, А. Кыштымова, В. Майнашева, А. Чехова, А. Ахматовой и др.). Анна Тюмерекова не раз становилась лауреатом в номинации «Лучшая чтецкая программа» региональных фестивалей «Красноярская весна» (Красноярск, 1980), «Волшебные кулисы», конкурсов актёрских работ «Вдохновение» (Абакан, 2003–2017).

С 2005 по 2014 год Анна Михайловна руководила профсоюзным комитетом Хакасского национального драматического театра имени А. М. Топанова. В настоящее время актриса продолжает творческую деятельность в родном театре, а ещё работает библиотекарем при Хакасском отделении Союза театральных деятелей Российской Федерации (ВТО), занимается общественной работой, передаёт свой опыт молодому поколению актёров, принимает участие в городских и республиканских мероприятиях.

За достижения в творчестве, пропаганду национальной культуры А. М. Туртугешевой (Тюмерековой) неоднократно выражали признательность и благодарность Правительство Республики Хакасия и Министерство культуры Республики Хакасия.

Материал подготовила С. Н. Селигеева


Литература


Таштыпцы в хакасском драмтеатре: [об А. Тюмерековой, И. Салайдинове, К. Султрекове, А. Топоевой-Тохтобиной] / материал лит. части ХНДТ им. А. М. Топанова // Земля таштыпская. ‒ 2009. ‒ 27 марта. ‒ С. 7.

Титова, К. Сегодня ‒ дева, завтра ‒ богиня / К. Титова // Хакасия. ‒ 2009. ‒ 16 окт. – С. 4.

Туртугешева (Тюмерекова) Анна Михайловна / С. С. Чаптыкова // Энциклопедия Республики Хакасия : в 2 т. / Правительство РХ ; рук. проекта Г. Ю. Семигин ; ред. совет: В. А. Кузьмин, Л. В. Анжиганова, В. В. Анюшин [и др.]. – Абакан, 2008. – Т. 2: О-Я. – С. 203.


* * *

Селигеева, С. Россияныӊ паза Хакасияныӊ саблығ артистказы Анна Туртугешева / С. Селигеева // Инесай. ‒ 2011. – № 7. ‒ C. 94.