(к 70-летию)
25 июня 2021 года актриса Хакасского национального драматического театра имени А. М. Топанова Гульфия Кокова отмечает свой 70-летний юбилей. Всю свою творческую деятельность Гульфия Гумеровна посвятила одному театру, который стал для неё родным и любимым. Здесь же она и получила почётные звания заслуженной артистки Республики Хакасия (1992) и заслуженной артистки Российской Федерации (2007).
Родилась Гульфия Гумеровна (в девичестве Файзрахманова) в селе Большой Кульбаш, что находится в Республике Татарстан. В пятилетнем возрасте девочка вместе с родителями (мама Мунира Губайдулловна, отец Гумер Файзрахманович Файзрахманов) переехала в город Казань, где окончив среднюю школу, по воле отца Гумера Файзрахмановича, Гульфия должна была стать бухгалтером, даже подала документы в соответствующий институт. Но в 1968 году в город Казань приехали преподаватели Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии для набора студентов. Среди тех, кого отобрала приёмная комиссия, оказалась и будущая актриса Хакасского театра Гульфия Файзрахманова.
Незабываемые студенческие годы, первые уроки актёрского мастерства и роли, знакомство с шедеврами мирового искусства и лучшими театральными постановками северной столицы. И именно в этом городе – Ленинграде произошла знаковая встреча Гульфии со студентом хакасской студии Виктором Коковым, предопределившая дальнейшую судьбу. У молодой пары родился сын Сергей, который, так же как и его родители, стал актёром, в 1995 году закончил актёрский факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства.
В 1974 году, после окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), молодая, подающая большие надежды актриса Гульфия Кокова вступила на подмостки Хакасского областного драматического театра города Абакана.
С первых ролей Гульфия Кокова показала себя как актриса с высокими театральными данными драматической актрисы. Ей одинаково давались роли героического, лирико-драматического, комедийного плана.
Свыше четырёх десятилетий служит она родному театру. За это время в творческом багаже появилось больше сотни ролей, и в любой из них она предстаёт как мастер своего дела, с одинаково серьёзным отношением и к главным, и к эпизодическим ролям. Индивидуальные, присущие только её характеру, колоритные краски вносит актриса в образы, создаваемые на сцене: гордая и нежная Олимпиада Николаевна в спектакле «Куплю мужа» Н. Птушкиной, острохарактерная графиня де Воланж в спектакле «Опасный, опасный, очень опасный» Л. Филатова (режиссёр Ю. Нестеров), экспрессивная миссис Пейдж – «Виндзорские насмешницы» В. Шекспира, скромная Полина в спектакле «Выходили бабки замуж» Ф. Булякова (режиссёр Ю. Майнагашев), любознательная Феона в комедии «Не все коту масленица» А. Островского (режиссёр К. Вощиков), властная Регана в трагедии «Король Лир» В. Шекспира, практичная Соня в сатирической комедии «Энергичные люди» В. Шукшина (режиссёр Ю. Майнагашев), загадочная Мадам Паче в спектакле «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло (режиссёр О. Юмов), вздорная Аркадина в комедии «Чайка» А. Чехова, самодовольная Софья Ивановна в мистической комедии «Ревизская сказка» М. Булгакова и многие другие.
За годы творчества неоднократно на театральных фестивалях и конкурсах роли Гульфии Коковой отмечались дипломами и призами зрительских симпатий. На международном театральном фестивале тюркоязычных театров «Науруз» роль Анны Андреевны в исполнении Гульфии Коковой в спектакле «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя была высоко оценена критиком Юрием Барбойем (г. Санкт-Петербург) и признана одной из лучших актёрских работ (г. Казань, 2002). Несомненной удачей актрисы стала роль королевы Элинор в спектакле «Лев зимой» Д. Голдмена. Спектакль с большим успехом прошёл на гастролях по городам Сибири, участвовал в краевом фестивале «Театральная весна» (г. Красноярск, 2003). Великолепный тембр голоса, королевская стать, глубина психологической проработки образа способствовали тому, что роль Элинор в исполнении Гульфии Коковой стала номинантом на лучшую женскую роль на республиканском фестивале «Волшебные кулисы» (г. Абакан, 2004). Самая яркая и любимая зрителями роль, ставшая визитной карточкой актрисы, ‒ сваха Ханума в музыкальной комедии «Вуйме, Вайме, Вэй!» по пьесе А. Цагарели «Ханума», на фестивале «Театральная весна» в 2010 году в Красноярске восхитила театрального критика, кандидата искусствоведения Ольгу Галахову (г. Москва): „Мне кажется, что Хакасский театр, выехав на гастроли, мог бы собирать аудитории, просто играя одну «Хануму». В этом спектакле есть красота. Такой краски современному театру очень не хватает!“. Актёрская работа Гульфии Коковой (Сказительницы) в озвучивании пластической импровизации по хакасским мифологическим сюжетам в проекте «Кӧоре-Сарығ и змея» Хакасского театра кукол «Сказка» неоднократно номинировалась наградами престижных театральных фестивалей: IV Международного фестиваля театров Сибири и Дальнего Востока (1994), Российской национальной театральной премией «Золотая маска» (1996), ХI Международного фестиваля театров кукол (г. Шарлевиль-Мезьер, Франция, 1997).
Знание тонкостей актёрского ремесла, высокий профессионализм позволили Г. Г. Коковой успешно работать со студентами Казанской академии культуры и искусства, куда была приглашена в 1998 году, а затем и с учащимися Хакасской национальной гимназии им. Н. Ф. Катанова.
Сегодня заслуженная артистка России и Республики Хакасия Гульфия Кокова плотно занята в репертуаре театра, полна энергии и творческих сил. Каждый раз она отдаёт частицу своей души и сердца зрителям, рассказывая со сцены об удивительных историях своих героинь. Это шалунья Хуу-хат в этно-фэнтези «Алып Пил Тараан» М. Кильчичакова, страстная Горпина в комедии Н. Гоголя «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем» (режиссёр Б. Колаев), добрый божий одуванчик Памела в криминальной постановке «Моя дорогая Памела» Д. Патрика и прагматичная Кристина в спектакле «Смешанные чувства» Р. Баэра (режиссёр С. Ултургашева), наивная Саасхан в музыкальном спектакле «Одураченный Хорхло» А. Топанова (режиссёр Ю. Майнагашев), Соня в антикризисной комедии «Дорогие мои бандитки» Д. Иванова (режиссёр М. Чебодаев), Филумена Мартурано в спектакле «Брак по-итальянски» по пьесе Эдуардо де Филиппо (режиссёр С. Коков).
В составе своего творческого коллектива Хакасского национального драматического театра имени А. М. Топанова Гульфия Кокова снялась в художественных фильмах о Хакасии: «Конец императора тайги» (Киностудия им. М. Горького, 1977 г.), «Пока не ступлю на мягкую траву» (Казахфильм, 1987 г.). Гульфия Гумеровна продолжает принимать участие в различных театральных фестивалях, ездит на гастроли по регионам России.
За большой вклад в развитие и продвижение театрального искусства, за пропаганду культуры региона, за достижения в творчестве Гульфие Гумеровне Коковой выражали благодарность Правительство Республики Хакасия, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Республики Хакасия, Министерство культуры Республики Татарстан.
Материал подготовила С. Н. Селигеева
Кокова Гульфия Гумеровна / В. Ф. Шлык // Энциклопедия Республики Хакасия : в 2 томах / Правительство Республики Хакасия ; руководитель проекта Г. Ю. Семигин ; редакционный совет: В. А. Кузьмин, Л. В. Анжиганова, В. В. Анюшин [и др.]. – Абакан, 2007. – Т. 1: А-Н. – С. 288.
Мишина, Л. «Я сохранила к нему любовь...» / Л. Мишина // Хакасия. – 2002. – 12 апр. – С. 6.
Об актёрах Хакасского национального театра им. А. М. Топанова В. С. Кокове и Г. Г. Коковой.
***
Коков, М. Актёр тоғызы аны аптап алған / М. Коков // Хакас чирi. – 2002. – 11 апр. – С. 3.
О В. С. Кокове и Г. Г. Коковой, актёрах Хакасского национального театра им. А. М. Топанова.
Кокова, Г. Г. Театр – минiӊ чуртазым : [беседа с Гульфией Гумеровной Коковой, артисткой Хакасского национального драматического театра им. А. М. Топанова, заслуженной артисткой России и Республики Хакасия / записала Татьяна Тютюбеева] // Хабар. ‒ 2016. ‒ 28 июнь. ‒ C. 5.
Селигеева-Шадрина, С. «Мында минiӊ iкiнӌi чир-суум» / С. Селигеева-Шадрина // Хакас чирi. – 2001. – 26 июнь. – С. 3.
Об актрисе Г. Г. Коковой.