Календарь знаменательных и памятных дат - 2022
Личный кабинет
Основная версия сайта

Календарь знаменательных и памятных дат - 2022 год

15 мая
Тодикова Анастасия Ивановна

(к 100-летию со дня рождения)

Анастасия Ивановна родилась 15 мая 1922 года в селе Бейка Уйбатского сельского совета Усть-Абаканского района Хакасской автономной области Красноярского края, родители занимались скотоводством, после Октябрьской революции стали колхозниками.

В 1937 году после окончания семилетки поступила в Абаканский педагогический техникум.

В 1939 году была принята в хакасскую студию, открытую при Ленинградском государственном театральном институте имени Н. Островского, где 13 юношей и 10 девушек из Хакасии стали учениками мастера Я. Б. Фрида (класс Б. М. Сушкевича). Анастасия Ивановна училась на 2-м курсе, когда началась Великая Отечественная война. Большинство молодых людей отправились на фронт, а девушки остались защищать город. В 1942 году она вместе с другими обессилившими блокадниками была эвакуирована из Ленинграда. Вернувшись на родину, стала работать в Хакасском национальном театре. Спустя десять лет, когда вновь был объявлен набор в национальную студию при Ленинградском театральном институте, А. И. Тодикова приняла решение о продолжении обучения. Вместе с такими будущими звёздами национального театра как В. П. Чебодаева, Н. Д. Баинова, Г. Н. Саражаков, Д. М. Килижеков и другими студентами училась она у выдающихся мастеров сценического искусства О. В. Казико и Г. В. Галофрэ. В 1956 году она с успехом заканчивает обучение.

За период творческой деятельности Анастасией Ивановной Тодиковой сыграно более 100 разноплановых, острохарактерных, комедийных ролей в пьесах национальных, российских и зарубежных авторов, вошедших в золотой фонд национального театра.

Первое появление Анастасии Ивановны на сцене определило её амплуа острохарактерной актрисы. Она не терпела расплывчатости ни в жизни, ни на сцене, и потому её привлекали сильные натуры, отрицательные, положительные, но активные и волевые. Получая роль, актриса осторожно подбиралась к ней, придирчиво изучая все достоинства и недостатки. Глубоко оптимистичное по сути творчество Анастасии Ивановны лишено какой бы то ни было однозначности в обрисовке человеческого характера. Она умела выявить и подчеркнуть особенное в той личности, которую создавала на сцене. Требовательная к себе и к своей профессии, Анастасия Ивановна с особой тщательностью готовилась к репетиционному процессу, проводя большую самостоятельную работу над пьесой.

Создавая разные образы персонажей драматических, комических, сатирических, Анастасия Ивановна наделяла их качествами, над которыми зритель, задумываясь, оправдывал действия и взгляды её героинь на жизнь. Таковы одни из труднодоступных для воплощения ролей: Тана во «Всходах» М. Кильчичакова, в слепой материнской любви не видящая ни своей гибели, ни того строя, представительницей которого она является; неугомонная и сварливая старуха Хорды в спектакле «Одураченный Хорхло» А. Топанова; женщина-мать, оплакивающая смерть своего сына Торгай в драме «Акун» М. Кокова.

Образ Вассы Железновой в одноименной пьесе М. Горького позволил раскрыть драматические возможности актрисы, разносторонность её дарования. Трагедийное дарование актрисы наиболее полно прозвучало на материале пьесы Мустая Карима «В ночь лунного затмения».

Танкабике не только властительница степи, она – жертва бесчеловечных и бессмысленных законов «адата».

Большое место в репертуаре актрисы занимали образы матерей в спектаклях: «Краснодонцы», «Нашествие», «Разлом», «В добрый час», «В поисках радости», «Мать». В каждой из них она искала неповторимость и своеобразие духовного строя героинь. Итогом больших творческих раздумий явился образ Евгении Дмитриевны в спектакле «Большая мама» Г. Мдивани – умной, душевной и тонкой.

Вершины комедии и трагедии – самых древних жанров драматургии и театра – покорены Анастасией Ивановной Тодиковой. Встретившись с её искусством, зритель никогда не оставался равнодушным, он смеялся над незадачливостью героя или поражался глубине человеческих страданий.

Драматургия А. Островского и В. Шекспира, Лопе де Вега и М. Горького, Л. Леонова, Ч. Айтматова, В. Розова и А. Корнейчука находили у неё глубокое прочтение. Коллеги, драматурги С. Чарков и Г. Саражаков писали для неё роли, в которых она блистала: Тугдурей («Айдон»), Ойлы, Хат Ивана («Дорога к звёздам») и («Ах девушки»). Драматурги знали, каким праздником для зрителей станет встреча с любимой актрисой.

Анастасия Ивановна Тодикова пользовалась большим авторитетом в коллективе театра за принципиальность и честность, за готовность разделить радость и поддержать коллег в трудную минуту.

Кроме театра актриса активно принимала участие в общественной жизни Хакасии. Коммунист, пропагандист национального искусства А. И. Тодикова неоднократно избиралась депутатом в городской и областной Советы народных депутатов. Являлась членом ревизионной комиссии обкома КПСС, кандидатом в члены Хакасского обкома КПСС.

За большие заслуги в развитии театрального искусства в 1958 году Анастасия Ивановна Тодикова удостоена звания «Заслуженный артист РСФСР».

Воспоминания об актрисе Анастасии Ивановне Тодиковой из книги И. С. Самохвалова «Записки режиссёра»:

«14 июня 1958 года на торжественной сессии Хакасского областного Совета депутатов трудящихся, посвящённой 250-летию добровольного присоединения Хакасии к России, был зачитан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о присвоении Анастасии Ивановне Тодиковой и Алексею Ананьевичу Шурышеву почётных званий – «Заслуженных артистов РСФСР». Это первые хакасские артисты, удостоившиеся такого высокого звания! А спустя сутки, на той же сцене театра, Анастасия Ивановна с блестящим успехом сыграла в юбилейном спектакле «Одураченный Хорхло» роль сварливой, жадной и всегда навеселе старухи Хорды.

Анастасия Ивановна принадлежит к числу тех актёров, для которых творческий процесс является и немножко страшным и заманчивым. Она всегда с опаской подходит к новой роли (выйдет или нет?), долго, как бы, прицеливается к ней, изучает её языковую основу, характер образа. В остро характерных и комедийных ролях Анастасия Ивановна, как говорится, «в своём седле».

Она яркая, выражаясь театральным языком, сочная актриса с открытым темпераментом, любящая в комедийных ролях чуть-чуть «поднажать», но всегда смешная и обаятельная со сцены.

Её Хорды правдива, она от жизни. Актриса сумела наделить этот образ остросатирическими и бытовыми чертами, приблизить его к сегодняшнему дню.

Поздно вечером, после юбилейного спектакля, Анастасия Ивановна в кругу своих друзей рассказала о том, как почти двадцать лет тому назад она впервые познакомилась с театральным искусством и с того памятного дня навсегда связала свою судьбу с родным для неё театром.

… В третьем ряду партера сидела стройная, черноволосая девушка. Вцепившись руками в спинку впереди стоящего кресла и забыв обо всем на свете, она горящими глазами неотрывно смотрела на сцену. Какой чудесный мир открывался перед нею! Солнечная Италия, бирюзовые лагуны Венеции, красочные костюмы, непривычная для уха, но красивая и нежная музыка, страдания несчастной Геацинты, задорный смех хохотушки Зербинетты, проделки ловкого Скапена – все слилось в единый, захватывающий, волшебный хоровод, который пленял, манил и уводил куда-то в другой, выдуманный, но чарующий мир.

Всю ночь после спектакля девушка не могла сомкнуть глаз. Беспокойно ворочаясь на жёсткой студенческой койке, она думала о театре. А когда летом 1939 года был объявлен приём в хакасскую студию Ленинградского театрального института,

одной из первых подала заявление студентка второго курса Абаканского педучилища Анастасия Ивановна Тодикова, которую так поразил и увлёк спектакль «Проделки Скапена». С какой радостью она приехала в Ленинград и приступила к занятиям в студии, руководимой заслуженным деятелем искусств РСФСР Я. Б. Фридом! Но началась война, и занятия в студии прекратились. В начале 1942 года Анастасия Ивановна была эвакуирована в Абакан.

В июне 1942 года Тодикова была принята в театр, и ей сразу же поручили роль Агафьи Тихоновны в комедии Н. В. Гоголя «Женитьба».

Анастасия Ивановна Тодикова характерно-комедийная актриса, однако в перечне её лучших работ встречаются и роли глубоко драматические. В «Грозе» А. Н. Островского она ярко играла колоритную роль Кабанихи; в «Калиновой роще» мы помним её в роли председательницы сельсовета Ковшик; в «Разломе» актриса перевоплощалась в глубоко страдающую жену капитана Берсенева; в «Свадьбе с приданым» она играла председательницу правления колхоза. Несмотря на то, что это были роли разные по своим характерам, темпераментам, мыслям, актриса каждый раз блестяще справлялась с поставленной перед нею задачей.

После десятилетней работы в театре она в 1952 году снова едет в хакасскую студию Ленинградского театрального института и, поступив на второй курс, вместе с товарищами заканчивает это высшее учебное заведение в 1956 году».

Источники:

Кокова, Э. М. Чон чарии : Из истории Хакасского драматического театра / Э. М. Кокова. ‒ Абакан : Хакасское книжное издательство, 1991. – 166 с.

Самохвалов, И. С. «Записки режиссёра» : Из истории Хакасского национального театра / И. С. Самохвалов. – Абакан : Хакасское книжное издательство, 1958. – 42 с.

Подготовила С. Н. Селигеева

Литература


Анастасия Ивановна Тодикова (1922‒1978 гг.) / Кокова Э. М. Чон чарии : Из истории Хакасского драматического театра / Э. М. Кокова. ‒ Абакан, 1991. ‒ С. 59‒61.

Дочь своей земли / подготовила Светлана Селигеева // Хакасия. ‒ 2017. ‒ 2 июня. ‒ C. 3.

Инкижеков, Л. Анастасия Тодикова: оправдывая надежды / Л. Инкижеков // Хакасия. ‒ 2007. ‒ 10 апр. ‒ C. 4.

Овчаренко, Г. Анастасия Тодикова: ей всегда аплодировали стоя / Г. Овчаренко // Абакан. ‒ 2019. ‒ 1‒7 мая (№ 17). ‒ C. 10.

Шарапова, Е. Судьба актрисы / Е. Шарапова // Пятница. ‒ 2012. ‒ 2 авг. (№ 31). ‒ C. 17.

* * *

Инкижеков, Л. Олар Ленинградты арачылааннар / Л. Инкижеков // Инесай. ‒ 2010. ‒ № 5. ‒ С. 16‒19.

О студентах Ленинградского театрального института из Хакасии в годы блокады Ленинграда в период Великой Отечественной войны.

Инкижеков, Л. Ол пастағҷы полған / Л. Инкижеков // Инесай. ‒ 2011. ‒ № 7. ‒ C. 88‒90.

Об Анастасии Ивановне Тодиковой, заслуженной артистке РСФСР.

Самохвалов, И. С. Пастағы саблығ устар / И. С. Самохвалов // Хабар. ‒ 2017. ‒ 10 февр. ‒ C. 15. ‒ Окончание. Начало: 1 февр.

О первых артистах Хакасского национального драматического театра им. А. М. Топанова.

Торокова, С. Аныӊ ады чонда халар / С. Торокова // Инесай. ‒ 2017. ‒ № 19. ‒ C. 68‒69.

К 95-летию со дня рождения Анастасии Ивановны Тодиковой, заслуженной артистки РСФСР.

Чертыгашев, Н. Х. Чӱрек-чааннары театрға пиргеннер / Елена Сагатаева // Хабар. ‒ 2013. ‒ 15 окт. (№ 121). ‒ C. 8.

Об открытии мемориальных досок памяти режиссёру А. В. Тугужекову и актрисе Хакасского национального театра А. И. Тодиковой.