Валентина Витальевна Семёнова родилась 14 февраля 1949 года в селе Михайловка Запорожской области, в семье художника Виталия Константиновича Федотова и Зареты Таировны Лилизовой, внучки казахского общественного деятеля. Склонности к рисованию проявились у девочки рано, но развить их полноценно не было возможности: на фоне тяжёлой болезни отца, его раннего ухода и трудной жизни послевоенного времени юная Валя вынуждена была наряду с братьями добровольно уйти в детский дом, чтобы облегчить выживание большой семьи.
В 1967 году она поступает на Пятигорскую фабрику сувенирных изделий (разрабатывает эскизы значков с видами Кавказа), одновременно занимаясь в вечерней художественной студии в Минеральных Водах. Уже через год Валя Лилизова – студентка Абрамцевского художественно-промышленного училища (отделение резьбы по дереву, кости и камню), закончив которое в 1972 году вместе с мужем, Михаилом Михайловичем Семёновым, также выпускником Абрамцевского художественно-промышленного училища, по распределению оказывается в городе Абакане. С этого момента её жизнь неразрывно связана с Хакасией.
Начинала Валентина Витальевна как художник сувенирного цеха Абаканского деревообрабатывающего комбината, создавая образцы для запуска в широкое производство. В соавторстве с мужем на основе искусства народов Азии фактически создала особенный стиль хакасского национального орнамента. С 1974 года – преподаватель художественной школы имени Д. И. Каратанова: возвращаясь к педагогической деятельности в разные периоды своей жизни, она отдала школе в общей сложности около двадцати лет. Многие ученики в значительной мере благодаря её нетривиальному подходу к преподаванию продолжили образование за пределами республики и стали профессиональными художниками.
В 1977 году Семёновы перешли в Абаканские художественно-производственные мастерские. Здесь творческому тандему предстояло трудиться над крупными произведениями декоративно-прикладного искусства, теперь уже – знаковыми для культуры Хакасии. Среди них – чеканные элементы фасада для театра кукол «Сказка», оформление центрального рынка, кафе «Айра» и «Лакомка» (ныне утрачены). В первой половине 1980-х, самостоятельно освоив ручное ткачество, художники создали многометровый гобелен для Черногорского дома мод – это был первый опыт подобной работы в Хакасии. Валентина Витальевна также является автором уникального «Зимнего букета» – объёмной монументальной композиции, сочетающей макраме и ткачество, серии объемных гобеленов «Времена года».
В течение жизни, обращаясь к различным видам искусства, помимо резьбы по дереву, она занималась чеканкой и росписью, станковой графикой, иллюстрацией, разрабатывала эскизы интерьеров и детских площадок. Художница не боялась экспериментов, легко сочетая самые неожиданные материалы, берясь за работу, подчас требовавшую от автора овладения новым для него видом творчества. Так, в середине 80-х, на основе поролона, проволочных каркасов, ткани и искусственного меха она создала серию ростовых кукол для Абаканского фотоателье. Известны ее работы в технике «чий» – панно из тростника, оплетенного шерстью.
Особое место в творчестве Валентины Витальевны занимала корнепластика: масса удивительных работ из природного материала появилась благодаря незаурядному умению угадывать в сложных переплетениях древесины и бесформенных наростах – будущие скульптуры, запоминающиеся уникальной пластикой и, подчас, юмором. Они как ничто другое показывают возможность таланта извлекать из абстрактного – смысл, превращать образ в символ.
Графическое наследие художницы в значительной степени составляют эскизы к произведениям декоративно-прикладного искусства, а также серии рисунков в технике «монотипия», «графические этюды», иллюстрации («Дядя Степа» С. Михалкова, «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. Пушкина). Резьба по дереву и кости, ткачество, чеканка, декоративная роспись, работа с различными материалами и техниками нашли отражение в её творчестве, не похожем ни на чье другое. Дар слова также был ей присущ: стихи, которые она писала на излете жизни, профессиональны по форме и отражают индивидуальность зрелого автора.
Все, чего касалась рука Валентины Витальевны, приобретало новое звучание: на фоне сегодняшнего упрощенного подхода к искусству и жизни это становится тем более очевидным.
Михаил Федотов
Кидиекова, И. К. Семёнова Валентина Витальевна / И. К. Кидиекова // Энциклопедия Республики Хакасия : в 2 томах / Правительство Республики Хакасия ; руководитель проекта Г. Ю. Семигин ; редакционный совет: В. А. Кузьмин, Л. В. Анжиганова, В. В. Анюшин [и др.]. – Абакан, 2008. – Т. 2: О–Я. – С. 128.
Михельсон, А. «Михаил и Валентина Семёновы. К 70-летию художников» / А. Михельсон // Абакан. – 2019. – 11–17 сентября (№ 36). – C. 9 : фото.
Семёнова Валентина Витальевна // Союз художников Хакасии : альбом-каталог / составитель и автор вступительных статей Т. М. Высоцкая ; фоторепродукции: В. Н. Блинов, А. Г. Кобыльцов ; ответственный за выпуск А. Е. Ульянов ; Администрация г. Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России». – Красноярск, 2009. – С. 100.
2023 г.