
Ирина Николаевна Карачакова-Картина родилась 3 мая 1919 года в аале Картин Усть-Абаканской волости Минусинского уезда (ныне с. Уйбат Усть-Абаканского района). Отец, Николай Николаевич, принадлежал к богатому и знатному роду Картиных.
В 1930 году семья Николая Николаевича подверглась раскулачиванию и была выслана в Иркутскую область. Отец работал в шахте, но через три года умер. Мать Ирины, Екатерина Парфеновна, вынуждена была выехать с детьми в г. Щегловск (ныне Кемерово), затем Ленинск-Кузнецк, поменяв фамилию Картина на Карачакова, так как боялась дальнейших репрессий.
В 1936 году, окончив школу, Ирина едет поступать в лётный клуб в г. Фрунзе, но не проходит испытания по физической подготовке. Домой решает не возвращаться, устраивается работать на фабрику.
Летом 1939 года Ирина поступает во Фрунзенскую художественную студию, там она получает первые навыки художественной подготовки в рисунке и живописи. Учёба в студии увлекает Ирину, она посещает различные выставки искусства.
На одной из них Ирина знакомится с Георгием Исидоровичем Козаченко, искусствоведом из Ленинграда, представлявшим во Фрунзе передвижную выставку украинского искусства. Вскоре они женятся и вместе уезжают в Ленинград. Г.И. Козаченко много сделал для развития художественного вкуса Ирины Николаевны, а самое главное ‒ сумел увидеть в ней несомненный талант и живой интерес к искусству.
Началась Великая Отечественная война, Ирина Николаевна с супругом уезжают в эвакуацию в г. Фрунзе, там она работает мастером по изготовлению научных моделей и учебных пособий, подрабатывает в Киргизской картинной галерее, организовывает выставки и проводит экскурсии.
Однажды, позируя скульптору С. Эпштейну, Ирина решает попробовать лепить сама. Пластилин оказался послушным в её руках, и вскоре она самостоятельно вылепила свою первую работу «Автопортрет». Художников, кто видел её произведение, поразило то, что девушка, не имевшая навыков работы в скульптуре, без посторонней помощи смогла слепить свой портрет мастерски.
В сентябре 1944 года, по направлению Союза художников Киргизии, Ирина поступает на скульптурный факультет Института живописи, ваяния и зодчества им. Репина.
На скульптурном отделении она училась в мастерской А.Т. Матвеева, затем в классе В.А. Синайского. Годы учёбы не были лёгкими. Ленинград только что освободился от блокады, и в городе ещё долгое время в обращении были карточки на хлеб, крупы и другие продукты. В домах, в образовательных учреждениях, организациях было так холодно, что приходилось заниматься и творить, не снимая верхней одежды. И.Н. Карачакова-Картина жила одной мечтой – стать настоящим скульптором и создавать такие произведения искусства, которые бы радовали, вызывали восхищение и одобрение. Она не раз переделывала уже готовую работу, чем вызывала удивление у сокурсников. Трудолюбие, целеустремлённость, внутреннее какое-то тонкое чувство понимания того материала, с которым работала, позволяли ей добиться успеха ещё в студенческие годы.
На выпускном курсе Карачакова обратилась в деканат с просьбой утвердить темой дипломной работы скульптурный портрет Алишера Навои. Образ великого узбекского поэта и мыслителя XV века давно привлекал к себе её внимание. Работая над ним, Ирина Николаевна посетила Бухару, Самарканд, Ташкент, изучала историю узбекского костюма, биографию Навои, посмотрела художественный фильм и спектакль в театре оперы и балета им. С. Кирова, изучила восточные халаты и головные уборы. Дипломная работа, задуманная ещё на втором курсе, принесла ей успех. В 1951 году она успешно защитила диплом, а скульптура занимала видное место на выставках: сначала в Русском музее, затем на Всесоюзной художественной выставке в Москве, а в 1952 году была приобретена Львовской галереей. По результатам одной только дипломной работы Ирина Николаевна была принята в Союз художников СССР.
В 1957 году она приняла участие во Всесоюзном открытом конкурсе, где представила проект монумента под названием «Солнце», который должен был увековечить 250-летие присоединения Хакасии к России. Её проект совместно с И.И. Фоминым был признан лучшим. Жюри конкурса отметило, что «монумент исполнен в традициях национального искусства, в лучших традициях советской монументальной скульптуры».
В последующие годы Ирина Николаевна создала целую серию скульптурных портретов: писателей Николая Чернышевского, Михаила Пришвина, Николая Доможакова, Героя Советского Союза Жамбыла Тулаева и мн. др. Сочетание в работе национальной традиционности и чувства современности стали характерными для творчества И.Н. Карачаковой. Её работы привлекают глубокой любовью к Родине и неразрывно связаны со своим народом. Скульптурные произведения И.Н. Карачаковой хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, Белорусском госу-дарственном художественном музее, в галереях и музеях Индонезии, Китая, Монголии.
Ирина Николаевна была ещё и страстным коллекционером. Вместе с мужем, Г. И. Козаченко, искусствоведом Русского музея, а после его смерти одна, сумела собрать произведения русских, западноевропейских и восточных мастеров живописи, декоративно-прикладного искусства. Всего в коллекции около 2000 предметов, которые были переданы по завещанию Ирины Николаевны Хакасскому национальному краеведческому музею им. Л.Р. Кызласова. Это 40 авторских работ И.Н. Карачаковой, личные вещи, документы и письма, книги, открытки по искусству, скульптуры, гравюры и рисунки, картины русских и западноевропейских художников, предметы декоративно-прикладного искусства, художественная мебель XVIII-XIX веков, фотонегативы.
Сегодня многие знают Ирину Карачакову-Картину под именем «последняя хакасская принцесса» ‒ так когда-то назвал её известный учёный, археолог и историк Л.Р. Кызласов.
25 августа 1989 года Ирины Николаевны не стало. Умерла она в Ленинграде. 2 сентября 1989 года на аэродром города Абакана приземлились два самолёта: один с телом скульптора и мецената Карачаковой-Картиной, другой ‒ с её коллекцией, подаренной Хакасии.