Новости ГБУК РХ «НБ им.Н.Г. Доможакова» - Краеведческая находка
Личный кабинет
Основная версия сайта
Краеведческая находка: дорога, изменившая жизнь региона

Краеведческая находка: дорога, изменившая жизнь региона

Для удачного завершения большого предприятия требуется много усилий и средств. Ачинско-Минусинская железная дорога имела непростую историю. Мысль о необходимости её постройки, как говориться, витала в воздухе. После открытия регулярного сообщения по «Великому сибирскому пути» на рубеже веков она стала особенно актуальна. В богатом сельскохозяйственном крае на юге Сибири были открыты залежи различных полезных ископаемых.

В Российской империи, начиная с 1907 года, было создано 29 акционерных обществ для строительства 350 железных дорог магистрального значения, а также местных линий и подъездных путей нормальной колеи. К моменту октябрьской революции 1917 г. в России существовало 58 акционерных обществ по эксплуатации и строительству железных дорог. Активно развивалось так называемое железнодорожное предпринимательство. Наш регион не стал исключением.

По инициативе и на средства супругов Баландиных в мае 1910 года начались изыскательские работы по строительству Минусинской железной дороги, которая должна была способствовать увеличению сбыта угля. Изыскания проводились под руководством инженера Г.В. Адрианова (г. Санкт-Петербург) в 1910–1911 годы.

В результате по экономическим соображениям железная дорога начиналась от станции Ачинск Сибирской железной дороге, расположенной на берегу реки Чулым, приток Оби. Что позволяло связать территории бассейнов рек Енисей и Обь. Последняя, как указывалась, имела от своего устья прямое морское пароходство в Англию. А также сокращала пробег в направлении преобладающего движения грузов из рассматриваемого района на Восток.

В октябре 1912 года образуется Общество Ачинско-Минусинской железной дороги и утверждается его Устав. Учредителями стали потомственный почетный гражданин Александр Алексеевич Баландин, потомственная почетная гражданка Вера Арсеньевна Баландина и действительный статский советник Григорий Васильевич Адрианов.

Заинтересованность семьи Баландиных в открытии удобного всесезонного пути сообщения связана с тем, что они владели разрабатывали в промышленных масштабах месторождения каменного угля в Минусинском крае на Черногорских копях.

Изучив, имеющиеся периодические издания тех лет, можно сделать вывод, что работы непосредственно по сооружению железной дороги начались весной 1914 года. В ежедневной красноярской газете «Отклики Сибири» за 11 мая 1914 год прямо написано, что «…начало работ по проведению дороги нужно считать с 1 мая текущего года. В первую очередь предприняты земляные работы и искусственные сооружения, как-то: небольшие мосты, водопропускные трубы под путями и прочее…».

На протяжении нескольких лет решался вопрос выбора направлений и проектирования Ачинско-Минусинской железной дороги, строительство которой впоследствии было заморожено в связи с Первой мировой войной. «Железка» была достроена уже в Советское время в 1925 году. Эта дорога стала мощным фактором экономического развития южно-сибирского региона, перевозя грузы и пассажиров и в наше время.


Иллюстрации:

    1-2. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате [Издание официальное]. - СПб., 1912 год. [N 175], Отдел второй. Первое полугодие СТ. 6751-6783.

    3. Адрианов Г.В. Изыскания Минусинской железной дороги на средства Ал-ра Ал-вича и Вер. Арс. Баландиных 1910-11 г.: Поясн. зап. к проекту. - СПб.: Тип. Лурье и Ко, 1911. – 18 с.

    4. Записка об экономическом положении района Минусинской железной дороги и ее вероятном грузообороте. / Никольский В.В. - Санкт-Петербург : Типо-литография И. Лурье и К, 1911. – 92 с.

    5. К постройке Ачинско-Минусинской железной дороги // Минусинский край. – 1914. – 20 апреля (№20). – С.4.

    6. Железно-дорожные вести // Отклики Сибири. – 1914. – 11 мая (№27). – С.3.

    7. Ремонт Сибирской железной дороги. Негатив стеклянный. Вонаго Л. Ю Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ.

    8. Станция Шира Ачинско-минусинской железной дороги. Негатив стеклянный. Вонаго Л. Ю. 1920-е гг. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ.

    9. Паровоз «Кукушка». Из личного архива автора.

    10-13. Николай Фёдоров. Фотолетопись старинного Минусинска / Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова; руководитель проекта С. А. Борисова; под ред. В. Г. Чернышёвой; сост. В. Г. Чернышёва, Е. Ю. Сидорина, В. В. Ермилова, Н. А. Голованенко. — Красноярск, 2021. — 240 с.: ил. — (Серия «История в кадре»).


Доп. информация по 8 (3902) 202-388,
Елена Кривоносова,
сотрудник Регионального центра
Президентской библиотеки Хакасии




Поделиться с друзьями: