В 1805 г. небольшое село Матур современного Таштыпского района Хакасии стало центром вновь образованного церковного прихода Алтайской духовной миссии. Административно эта территория относилась к Кузнецкому уезду Томской губернии. Это был самый отдаленный, восточный стан. «Чтобы попасть на Матур, прежде всего, нужно пересечь всю огромную Бийско-Кузнецкую почти непролазную тайгу... К этому нужно прибавить еще обычные летом в черни беспрерывные и проливные дожди, дремучий непроглядный лес, всюду колодники, камни, непролазные грязи, мириады всевозможных насекомых, страшно липких и назойливых, глубокие бурные горные реки и речушки…»
К приходу относились шорские улусы: Анжуль, Балахташ, Кулялы (Кульчек), Кулган, Тлачек (Тылачах), Тазлашев (Шорлар аалы) и 11 сагайских улусов. Задачей или миссией православной церкви «в Кузнецкой тайге» была христианизация коренного населения.
В июне 1909 г. было закончено двухлетнее строительство церкви. Но из-за плохого качества кирпича она сгорела уже через несколько месяцев, точнее 22 октября.
«Один из доброхотных и боголюбивых благотворителей, столичный Петербургский купец Михаил Дмитриевич Усов» откликнулся на эту беду и изъявил свое желание выстроить новый храм за свой счет. За 16 тыс. руб. была построена «…прекрасная, увенчанная 5 куполами с железными золочеными крестами» церковь. Накануне храмового праздника Святой Троицы 26 мая 1911 г. здание было освящено Томским Архиепископом Макарием (Невским). За многолетние миссионерские труды его называли «Апостолом Алтая» и «Сибирским столпом Православия». «Стечение народа было огромным. Все жилища небольшого селения Матур были переполнены приехавшими, пришедшими богомольцами. Кроме местных инородцев (шорцев), было много Аскизских инородцев (сагаев), а также русских крестьян». Владыка Макарий вел богослужениена русском и алтайском языках, а отец И. Штыгашев – на шорском диалекте, отец В. Кузьмин – на сагайском. «После литургии и благодарственного моления были розданы крестики и иконки, присланные из Петербурга щедрым жертвователем Усовым, на средства которого был построен и сам храм в Матуре, и сын которого присутствовал на освящении».
К слову, службы в храме Святой Живоначальной Троицы продолжались до 1935 г.
Иллюстрации:
Доп. информация по 8 (3902) 202-388,
Елена Кривоносова,
сотрудник Регионального центра
Президентской библиотеки Хакасии