Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
В первый период педагогической деятельности (1859-1962), названный Толстым временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом», жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. Второй период педагогической деятельности Л.Н. Толстого (1870-1876) связан с созданием «Азбуки» (кн. 1-4, 1872) и «Новой Азбуки» (1875), направленных на развитие «нравственных чувств, воображения, поэтического чутья» учащихся. Третий период педагогических исканий Л.Н. Толстого (конец 1880-х гг. – 1910) связан с разработкой религиозно-нравственного учения, которое считал главным делом своей жизни. Цитаты Литература Ссылки Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить? Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Книги Толстой, Л.Н. Полное собрание сочинений : [в 91 т.] / Л.Н. Толстой. – Репр. воспроизведение изд. 1928-58 гг. - М. : ТЕРРА, 1992. Т. 8 : Педагогические статьи 1860-1863. – 664 с. Толстой Л.Н / сост. С.Ф. Егоров. - М. : ИД Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с. - (Антология гуманной педагогики). Толстой, Л.Н. Азбука; Новая азбука / [авт.-сост. В.Г. Горецкий, Г.В. Карпюк ]. – М. : Просвещение, 1987. – 574 с. Л.Н. Толстой в школе / под ред. В.В. Голубкова , С.М. Петрова. – М. : Просвещение, 1965. – 399 с. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. - 2-е изд., доп. - М. : Учпедгиз, 1953. - 441 с. Кудрявая, Н.В. Лев Толстой о смысле жизни : образ духовного и нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого / Н.В. Кудрявая. - М. : Красный пролетарий, 1993. – 176 с. Статьи Барутчева, Е. Мы все будем учиться : [яснополянская школа Л.Н. Толстого] // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 82-91. Гончарова, Т.И. Да будут наши помыслы чисты! : [о пед. системе Л. Н. Толстого] / Т.И. Гончарова, И.Ф. Гончаров // Сов. педагогика. - 1991. - № 9. - С. 94-98. Гриценко, З. Классика о нас : [пед. аспекты классической и современной детской лит.] // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С. 72-80. В статье сравниваются произведения для детей классика Л.Н. Толстого и современных детских писателей. Заварзина, Л.Э. Л.Н. Толстой в оценке П.Ф. Каптырева : [к 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого] // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 65-76. Из педагогического наследия [Л.Н. Толстого] // Начальная школа. - 1994. - № 1. – С. 7-15. - Содерж. : Л. Н. Толстой о природосообразности воспитания детей / А.А. Шаталов; Дидактические уроки Л.Н. Толстого / Н.В. Фоменко. Изместьева, Г.П. Дмитрий Андреевич Толстой // Вопросы истории. - 2006. - N 3. – С. 70-87. Квятковский, Е. Л.Н. Толстой. Педагогические идеи "Азбуки" и книг для чтения // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 6. - С. 60-63. Кудрявая, Н. В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика. - 1994. - № 3. - С. 80-84. Кудрявая, Н.В. Образ нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого // Сов. педагогика. - 1988. - № 10. - С. 86-92. Кудрявая, Н.В. Педагогические искания Л. Н. Толстого // Сов. педагогика. - 1987. - № 9. - С. 101-107. Кудрявая, Н.В. Религиозно-нравственное учение Л.Н. Толстого: философские аспекты // Педагогика. - 1993. - № 1. - С. 82-87. Латышина, Д.И. Л.Н. Толстой - народный учитель : [об организации учебно-воспитательного процесса в яснополянской школе] // Начальная школа. - 2008. - № 8. – С. 3-6. Ремизов, В. Школа в Ясной Поляне : [о пед. системе Л. Н. Толстого] // Слово. - 1990. – № 9. - С. 50-52. Степанова, М. Лев Толстой и дети : [к изуч. пед. наследия писателя] // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 10. - С. 88-93. Шаталов, А. А. Л.Н. Толстой и русская школа // Педагогика. - 2007. – № 1. - С. 86 - 93. http://tolstoy.lit-info.ru/tolstoy/bio/biryukov/biografiya-biryukov-1-14.htm http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/tolstoy_ln.html http://www.detskiysad.ru/ped/ped126.html http://www.gala-d.ru/parts/part13.html http://tolstoy.lit-info.ru/review/tolstoy/001/78.htm |