Карамзин, Н. М. Великий князь Владимир, названный в крещении Василием, 980-1014 // Карамзин Н.М. Полная история государства Российского в одном томе / Н.М. Карамзин. – М., 2010 – Т. 1, гл. 9. – С. 105-119. |
Большая Российская энциклопедия : [в 30 т.] / пред. науч.-ред. совета Ю.С. Осипов
; отв. ред. С.Л. Кравец. – М. : БРЭ, 2010. Т. 16 : – С. 7–8. |
---|---|
После завоевания Херсона российский князь Владимир ещё более возгордился своим величием
и через послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом
сестры их, юной царевны Анны, или в случае отказа возьмёт Константинополь. Византийские
императоры ответили ему «…что от него зависит быть их зятем; что приняв веру христианскую,
он получит и руку царевны, и Царство Небесное». Владимир тут же объявил, о желании
креститься. Тогда Анна, в сопровождении почитаемых духовных и гражданских чиновников
на корабле, была отправлена в Херсон. В летописи сказано, что великий князь тогда
разболелся глазами и не мог ничего видеть; что Анна убедила его немедленно креститься,
и что он прозрел в самую ту минуту, когда святитель возложил на него руку. Бояре
российские, удивлённые чудом, вместе с государем приняли истинную веру.
Задолго до крещения Владимира в Киеве побывали послы папы римского от иудеев и магометан, с предложением принять их веру. Прибыл и безымянный философ из Византии. Поражённый его рассказом о православии Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» Крестися, – ответствовал философ, и будешь в раю с первыми. После отъезда философа Владимир собрал бояр и рассказал им о предложениях мусульман, иудеев, католиков, греков и потребовал от них совета. Те предложили отправить послов в разные страны, что бы поближе познакомиться с верами и учениями. Вернувшись в Киев, послы без особого восторга рассказали Владимиру о богослужении магометан и католиков. А яркий рассказ о византийской вере закончили словами: «Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной». Бояре напомнили князю: «Когда бы Закон греческий не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его». Великий князь решился быть христианином. По возвращению из Херсане в Киев Владимир уничтожил языческих идолов: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергли с горы в Днепр. Изумлённый народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слёзы. Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди русские, вельможи и рабы, бедные и богатые шли креститься, – и народ, уже лишённый предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая, что новая вера должна быть мудрою и святою. Владимир явился с сыновьями в сопровождении греческих священников, и по данному знаку бесчисленное множество людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери держали младенцев на руках; иереи читали молитвы крещения и пели славу Вседержителя. Когда же обряд совершился, Владимир в радости и восторге громко произнёс молитву: «Творец земли и неба! Благослови сих новых чад Твоих; дай им познать Тебя, Бога истинного, утверди в них веру правую. Будь мне помощию в искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя Твоё!» «Всей великий день, – говорит летописец, – земля и небо ликовали». |
КРЕЩЕНИЕ РУСИ, комплекс взаимообусловленных событий преимущественно кон. 10 в.,
связанных с личным крещением киевского кн. Владимира Святославича, его окружения
и населения крупнейших городов Др.-рус. гос-ва, а также с предпринятыми княжеской
властью мерами по созданию основ церковной жизни на Руси. Иногда термин «К. Р.»
употребляется в широком смысле, обозначая длительный процесс постепенного проникновения
христианства в Др.-рус. гос-во в 9-10 вв. и христианизации нар. жизни на местах
(внутренней миссии), продлившейся десятилетия, а в некоторых областях - не одно
столетие после крещения кн. Владимира. При широком понимании термина гл. этапами
К. Р. (помимо крещения Владимира и непосредственно последовавших за этим событий)
считаются: т. н. первое К. Р. в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских
князей Аскольда и Дира, сопровождалось созданием на Руси епископии (или архиепископии),
впоследствии погибшей; неудачная попытка К. Р., предпринятая киевской кн. Ольгой
после её личного крещения в Константинополе в 946 или 957; активное церковное строительство
и меры по организац. оформлению Церкви, расширению епархиальной и приходской структур,
предпринимавшиеся при киевском кн. Ярославе Владимировиче Мудром и при его преемниках.
По совокупности данных историч. источников К. Р. предстаёт как целенаправленный выбор кн. Владимира, обусловленный его личными религ. исканиями и комплексом внутри- и внешнеполитических причин (неудовлетворённость языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, необходимость вступления Др.-рус. гос-ва в число христианских держав и др.). В отношении обстоятельств и времени крещения кн. Владимира в др.-рус. источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде» - преданию, которое с рубежа 11- 12 вв. вошло в др.-рус. летописание, а затем и в Житие св. Владимира, князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь (в черте совр. Севастополя; см. Херсонес), центре визант. владений в Крыму, в 988 (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной. Существует и др. традиция, зафиксированная также уже в И в., которая приурочивает крещение Владимира к Киеву и ко времени за 2 года до взятия Корсуни. Крещение князя и Др.-рус. гос-ва представлено в источниках в сложном между нар. контексте, прежде всего в связи с тесным военно-политич. союзом с Византией. Сохранившееся в летописи сказание об «испытании вер» кн. Владимиром повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарин, с лат. Запада, от иудаизированных хазар и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир отправил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве визант. обряда, поразившего послов красотой богослужения. Несмотря на очевидную эпическую стилизацию этого сказания, данные иностр. источников позволяют полагать, что в нём в традиционной лит. форме говорится о вполне реальных внешнеполитич. контактах Владимира, имевших религ. подоплёку. За крещением князя и его дружины последовало организованное гос. властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997) приходится учреждение в Др.-рус. гос-ве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату (гипотеза исследователей нач. 20 в. А. А. Шахматова и М. Д. Присёлкова об открытии Киевской митрополии только ок. 1037—39 ныне не находит поддержки). Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее 3 епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки. В соответствии с церковной традицией (закрепившейся не ранее 16 в.) первым митрополитом Киевским принято считать свт. Михаила, однако визант. источники дают основания предполагать, что первым митрополитом был Феофилакт, переведённый на Русь из Севастийской митрополии (северо-восток Малой Азии). С 990-х гг. на Руси разворачивается деревянное храмостроительство. Согласно «Похвале князю Владимиру» (1040-е гг.), написанной будущим митр. Иларионом, при Владимире возникли и первые монастыри. В 995-996 в Киеве была освящена первая каменная Десятинная церковь, вероятно служившая княжеским дворцовым собором. С освящением этой церкви др.-рус. источники связывают меры гос. власти по материальному обеспечению церковной организации: на её нужды должна была отчисляться десятая часть от совокупных княжеских доходов - десятина, которая собиралась при Десятинном храме. Следствием К. Р. в законодательной области стало разделение по визант. образцу княжеской и церковной (митрополичьей, епископской) юрисдикций, которое др.-рус. традиция также относит ко времени правления кн. Владимира Святославича. В сфере церковного права оказались брачно-семейные отношения, преступления против нравственности, суд над клириками и членами их семей и т. д. Все эти установления нашли отражение в княжеских уставах 10-12 вв. Важнейшей задачей стало обеспечение соборных и приходских храмов рус. священнослужителями (для чего детей знати насильственно отбирали «на учение книжное»), а также богослужебными книгами. Основные направления христианизации государства и общества, обозначившиеся в ходе К. Р., были продолжены в 11-12 вв. Епархиальная структура сделалась более дробной, число епархий возросло до 12. О развитии в этот период приходской системы трудно судить из-за отсутствия данных; вероятно, оно следовало за развитием гос.-адм. структуры, т. к. приходской храм находился обычно в адм. центре (погосте). Совершенствовалось церковно-гос. взаимодействие в области суда. Возраставшие потребности в богослужебных книгах обеспечивались скрипториями, действовавшими при крупных гор. монастырях и, вероятно, при епископских кафедрах. Всё это имело следствием и более активную христианизацию сельского населения. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах (Новгород, Ростов, Ярославль) относятся к 1070-м гг. (вместе с тем, непосредств. связь летописных «волхвов» со слав, язычеством иногда оспаривается). С этого времени язычество как обществ, фактор более не прослеживается; с таковой его ролью не следует смешивать сохранение остатков языческих представлений в быту как сельского, так и гор. населения (что часто именуется «двоеверием», хотя этот термин не вполне адекватен). Как эпохальное событие в истории Церкви, народа и гос-ва в 1888 в Рос. империи отмечалось 900-летие К. Р.; огромное церковное и обществ, значение имело празднование 1000-летия К. Р. в 1988, положившее начало радикальным переменам в религ. жизни СССР. А. В. Назаренко |
Карамзин, Н. М. Владимир Мономах, названный в крещении Василием, 1113-1125 // Карамзин Н.М. Полная история государства Российского в одном томе / Н.М. Карамзин. – М., 2010 – Т. 2, гл. 7. – С. 190-199. |
Большая Российская энциклопедия : [в 30 т.] / пред. науч.-ред. совета Ю.С. Осипов
; отв. ред. С.Л. Кравец. – М. : БРЭ, 2010. Т. 5 : – С. 432–434. |
---|---|
Княжив в столице 13 лет, Владимир Мономах скончался [19 мая 1125 г.] на 73-м году
от рождения, славный победами за Русскую землю и благими нравами, как говорят
древние летописцы. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им
самим написанное для сыновей. К счастию, сей остаток древности сохранился в одной
харатейной летописи и достоин, занять место в истории.
«А вы, дети любезные, и всякий, кто будет читать сие писание, наблюдайте правила, в оном изображенные. Когда же сердце ваше не одобрит их, не осуждайте моего намерения; но скажите только: он говорит несправедливо! Страх Божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик Господь, чудесны дела Его!» Владимир продолжает: «О дети мои! Хвалите Бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть Божие и поручено вам только на время. Не скрывайте богатства в недрах земли: сие противно христианству. Будьте отцами сирот: судите вдовиц сами, не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна. Не призывайте всуе имени Бога; утвердив же клятву целованием крестным, не преступайте оной. – Не оставляйте больных; не страшитесь видеть мертвых: ибо все умрем. – Не имейте гордости ни в уме, ни в сердце и думайте: мы тленны; ныне живы, а завтра во гробе. – Бойтесь всякой лжи, пиянства и любострастия, равно гибельного для тела и души. – Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев. – В хозяйстве сами прилежно за всем смотрите, не полагаясь на отроков и тиунов, да гости не осудят ни дому, ни обеда вашего. – На войне будьте деятельны; служите примером для воевод. Всего же более чтите гостя, и знаменитого и простого. – Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо. – Любите жен своих, но не давайте им власти над собою. – Все хорошее, узнав, вы должны помнить: чего не знаете, тому учитесь. Леность – мать пороков: берегитесь ее. Не засыпайте никогда без земного поклона; а когда чувствуете себя нездоровыми, то поклонитесь в землю три раза. Да не застанет вас солнце на ложе! Идите рано в церковь воздать Богу хвалу утреннюю: так делал отец мой; так делали все добрые мужи. Владимир пишет далее: «Всех походов моих было 83; а других маловажных не упомню. Я заключил с половцами 19 мирных дозоров, взял в плен более ста лучших их князей и выпустил из неволи, а более двух сот казнил и потопил в реках. – Кто путешествовал скорее меня? Выехав рано из Чернигова, я бывал в Киеве у родителя прежде вечерен. Сколько раз я падал с лошади! Дважды разбил себе голову, повреждал руки и ноги, не блюдя жизни в юности и не щадя головы своей. Но Господь хранил меня. И вы, дети мои, не бойтесь смерти, ни битвы, ни зверей свирепых; но являйтесь мужами во всяком случае, посланном от Бога. Если Провидение определит, кому умереть, то не спасут его ни отец, ни мать, ни братья. Хранение Божие надежнее человеческого». Без сего завещания, столь умно писанного, мы не знали бы всей прекрасной души Владимира, который не сокрушил чуждых государств, но был защитою, славою, утешением собственного; и никто из древних князей российских не имеет более права на любовь потомства: ибо он с живейшим усердием служил отечеству и добродетели. |
Нравственные и государственно-идеологнч. установки В. В. отчётливее всего проявились в его авторских произведениях - «Поучении к детям» и Послании к кн. Олегу Святославичу. Они сохранились в единственном списке, местами неисправном, в составе Лаврентьевской летописи (в ст. 1096). «Поучение» состоит из собственно наставления детям, написанного ок. 1100, и добавленного к нему тогда же и дополненного в 1117 или несколько позднее списка «путей» (воен. походов и адм. поездок князя). Список основан на летописно-дневниковых записях, которые вели князь или сопровождавшие его лица, и содержит ряд сведений, дополняю¬щих или уточняющих летописи. В за¬вершающей части «Поучения» (перед списком «путей») наиболее ярко проявилась авторская позиция В. В.; текст представляет собой своего рода «княжеское зерцало» – свод нравственных и практич. заповедей правителя. По мнению В. В., в основе жизни лежит «страх Божий», князь должен не забывать о молитве, никогда не нарушать крестоцелование, чтить священнослужителей. В. В. учил нищелюбию, советовал не держать в уме и сердце гордыню, опасаться лености в домашних делах и в воен. предприятиях, не передоверять никому никаких дел, остерегаться лжи, пьянства и блуда, никогда не разорять своих земель во время походов, особо чтить гостей, всегда приветствовать людей добрым словом, любить жену, но не давать ей власти над собой и пр. |
Для анализа посещения и улучшения работы сайта используются файлы cookie. Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку cookie-файлов. СОГЛАСЕН